РФ, г. Москва,
Ленинская слобода д.19
Бизнес-центр «Омега-плаза»
График работы
пн - пт 9:00 — 19:00

Образованность, информация, творчество

Образованность,  информация, творчество

 

Р. Галифанов, г. Москва, Россия

Р. Карлиев,  г. Ашхабад, Туркменистан,

Специалистом по интеллектуальной собственности  ООО «Галифанов, Мальков и партнеры» Р.Г. Галифановым и специалистом по изобретениям, промышленным образцам и товарным знакам предпринимательской структуры «Галифайр» Р.А. Карлиевым  дан краткий анализ особенностей научно-технического и изобретательского творчества, а также роль знаний, таланта, вдохновения и других черт личности в процессе творческой деятельности.  Показано, что  профессиональный интерес не только к выполняемой деятельности, но и к другим областям наук способствует рождению новых творческих идей и эффективных технических решений. Проанализированы возможности ТРИЗ в изобретательском творчестве и сделан вывод о его неприменимости для пионерных технических решений.

         Статью в журнале можно посмотреть здесь: http://1-tm.ru/story.pdf

Galifanov R. G., IP specialist “Galifanov, Malkov and Partners”  LLC (Moscow, Russia)                                                      

Karliyev R.A., Specialist on Inventions, Industrial designs and Trademarks of “GALIFIRE”entrepreneurial structure (Ashkhabad, Turkmenistan)

Authors have provided the brief analysis of features of scientific-and-technical and creative activities, and also the role of knowledge, talent, inspiration and other characters of individual in the process of creativeness. It was also expressed, that professional interest limited not only to performed by individual activity, but to different science areas facilitates the birth of new creative ideas and effective technical decisions. The capacity of Theories of Invention’s Tasks Solutions in relation to invention creativity was analyzed and outcome about its non-applicability for pioneer technical decisions was drawnKey words:  Scientific-and-technical and creative activities, creative ideas and technical decisions, intellectual potential, education, information, inspiration.

Нельзя с уверенностью утверждать, что творческий процесс напрямую зависит от  совокупности имеющихся у человека знаний, но невозможно отрицать, что их объем в сочетании с талантом является важнейшим катализатором создания новых устройств, технологий и материалов.  Ученый,изобретатель ‒ это не те специальности, которым можно обучить в образовательных заведениях. Можно иметь хорошую образованность в химии, физике, биологии и т.д. Но что касается наблюдательности, пытливости ума, творческой фантазии и выходу за пределы известного, эти качества даны человеку от рождения, хотя развить их в какой-то мере могут специальные тренировки ума.

            Не каждому дано быть ученым в истинном значении этого слова, хотя при известном упорстве можно получить ученую степень за наукообразное утверждение известных истин или мало что дающую голую эмпирику. Если в научном сотруднике не будет искры творчества, энтузиазма, трудолюбия и смелого полета мысли в неизведанное, он так и останется подмастерьем в науке [1]. То же самое можно сказать и об изобретательском творчестве. Здесь также справедливо все то, о чем сказано выше, с тем отличием что изобретателю необязательно иметь хорошую образованность. Существование всякого рода умельцев, которые «от скуки на все руки» самостоятельно создают разные облегчающие жизнь устройства, – яркое тому подтверждение. Некоторые из них не знают, что являются обладателями патентоспособных технических решений, а если и знают, относятся к этому с прохладцей. Лишь немногие, благодаря счастливым обстоятельствам, не имея патентов на изобретения, имеют статус известных изобретателей, как, например, создатель легендарного автомата АК-47, изобретатель-самоучка Михаил Калашников.      

            Вообще, строго говоря, способность к творчеству имеется практически у всех, хотя широко бытует точка зрения, что ею одарены лишь отдельные личности. Как бы там ни было, задача состоит в максимальном развитии творческого мышления у каждого человека. Для полноценного развития творческого подхода к разработке новых и совершенствованию существующих технических решений необходима такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию независимого взгляда на существующую проблему с выходом за пределы традиционных знаний. При этом одним из мощных рычагов стимулирования изобретательской деятельности является успешное решение технической проблемы, дающее ощущение глубокой удовлетворенности от  её официального признания. Наличие успеха ‒ это тот мощный катализатор, который может стимулировать заложенный в личности творческий потенциал и стать источником дальнейших изобретательских удач. Успех озаряет положительным эмоциональным содержанием жизнь человека и окрыляет его, неудачи же ведут в болото пессимизма, неудовлетворенности и снижению активности.

           В этой связи следует стремиться не столько к хорошей образованности, сколько к развитию творческих способностей личности. Высокий уровень творчества невозможен без профессионального интереса, кроме своей сферы деятельности, также к другим областям наук, поскольку именно на их стыке рождаются прорывные идеи и эффективные технические решения. Это означает целесообразность обладания креативными личностями образованностью в разных сферах деятельности, например в области биологии и связи, химии и  механики, медицины и электротехники и т.п. Такая подготовка позволит им в нашем постоянно меняющемся мире быстро обновлять свои знания, и при необходимости легко переключаться из одной творческой сферы деятельности на другую [2].

             Интеллектуальный потенциал любой страны – это не только ее гордость, но и трамплин для прыжка в будущее. Общество нуждается не в тех, кто много знает, а в тех, кто может творчески применить эти знания на практике. Механическое заучивание учебного материала без умения использовать его в жизни сродни напичканному различной информацией компьютеру, поскольку в том и другом случае мы имеем лишь мертвый запас знаний. Хорошо известно, каково качество обучения, таков и результат.  Следовательно, образованность отечественных специалистов должна соответствовать или быть выше квалификации зарубежных коллег. И начинать этот процесс нужно с  повышения качества дошкольного и школьного образования. Именно там закладываются основы для взращивания будущего интеллектуального урожая страны. Необходимо принять эффективные меры для повышения образованности педагогических кадров в специализированных центрах переподготовки учителей, а также посредством их стажировки в лучших зарубежных учебных заведениях. Установить квалифицированным педагогам достойную зарплату, проводить периодические их аттестации, поощрять самообразование. Превратить педагогический труд в один из самых уважаемых видов деятельности и поставить на должную высоту высокое звание народного учителя. 

       Результаты не замедлят сказаться. Довольно скоро народ почувствует силу своего интеллектуального потенциала в том, что граждане зарубежных стран будут предпочитать получать лечение, образование и повышать квалификацию в их стране. Это, естественно вызовет законную гордость за достигнутые успехи на поприще образования. Уйдет в прошлое комплекс неполноценности, специалисты разных сфер деятельности будут разговаривать на равных с коллегами из других стран и чувствовать себя достойными их партнерами. И это серьезно повлияет на вытекающие отсюда успехи в такой важной сфере для развития страны, как наука и изобретательское творчество.

      Благодаря преобразующей мир креативной деятельности работают движущие силы развития человеческой цивилизации. Научно-технический прогресс, экономический рост, новое качество жизни и возрастающий уровень потребления в сочетании с улучшением медицинского обслуживания ‒ все это плоды научного и изобретательского творчества. Бег времени неумолим. Каждое новое столетие ознаменовывается новой лавиной научно-технических достижений, с каждым новым десятилетием человечество перешагивает рубежи научно-технической мысли, на которые раньше уходили столетия.

         При этом мало кто задумывается о том, кто стоял и стоит у колыбели всех тех технических чудес, которые сказочно меняют наш мир. Об электрической лампочке мы вспоминаем лишь тогда, когда приходится вкручивать ее взамен перегоревшей. Развалившись в кресле перед плазменным телевизором мало кто восхищается каскадом научно-технических достижений, воплощенных в этом замечательном устройстве. Сидя в шикарном автомобиле или самолете редко кто задумывается, что эти технические диковины не свалились на нашу голову в виде подарка с неба. Следует твердо уяснить - весь прогресс и вся культура человечества обязаны исключительно творческой энергии многих поколений ученых и изобретателей. Там, где понята эта простая истина, где одаренным личностям оказывается помощь и поддержка и создаются условия для их плодотворной работы, можно быть уверенным ‒ такая страна не будет находиться на задворках мировой цивилизации. Ее место в первых рядах самых развитых стран мира.

        В принципе в недрах любого народа всегда можно найти золотые самородки крупных талантов в самых разных областях науки и изобретательского творчества. Совсем необязательно уповать в этом поиске на детей зажиточных родителей или крупных сановных чиновников. Дети простых людей из глубинки зачастую могут быть намного талантливее своих именитых сверстников. Это означает необходимость планомерного выявления талантливых детей из различных слоев общества и предоставления им возможности получения высшего образования за государственный счет. Нельзя назвать нормальным положение, при котором в вузах обучается множество заурядных студентов из богатых семей, тогда как действительно талантливая, но малообеспеченная молодежь остается вне храмов науки. Вследствие такого подхода страна несет колоссальные убытки из-за упущенных возможностей наращивания своего интеллектуального потенциала. Задача состоит в том, чтобы открыть дорогу подлинно талантливым людям. Необходимо обеспечить возможность получения одаренной молодежью высшего образования, вне зависимости от того, из каких социальных слоев общества  она происходит. Только при этом условии можно получить великолепный сплав знаний с талантом и ошеломляющий взлет отечественной науки и техники.

           Разумеется, что труд ученых и изобретателей должен быть по достоинству оценен обществом не только в моральном, но и в материальном отношении. Таланты не должны ходить с протянутой рукой, вымаливая крохи милости у сановных чиновников, поскольку в таком случае наиболее даровитые из них могут в поисках лучшего применения своих способностей покинуть Родину и работать на экономику чужих стран. Таких примеров сколько угодно. И в этом нельзя винить таланты. Винить и даже обвинять в предательстве национальных интересов нужно тех, кто в силу своего статуса  может и должен создавать условия для взращивания, пестования и использования способностей одаренных людей на пользу экономики своей страны. Задача руководства любой страны состоит в обеспечении деятельного участия талантов в решении насущных проблем национальной экономики. Наука и изобретательство должны быть отданы в руки тех, кого само провидение наделило искрой божественного таланта. При этом не имеет значения, какого вероисповедания придерживается одаренная личность, каковы его национальное и социальное происхождение, особые привязанности, предпочтения и даже чудаковатость поведения. Человеческая мысль не знает территориальных границ и иных ограничений своего проявления, в связи с чем научное и изобретательское творчество интернационально по своей сути.

            Понятно, что по мере развития науки появляются новые знания, на основе которых можно разрабатывать новые материалы, устройства, технологии и использовать их для дальнейшего движения по пути научно-технического прогресса. Это означает, что темпы развития науки должны всегда опережать темпы развития техники и производства. Накопленные наукой знания позволяют изобретателю ускорить создание и повысить качество и эффективность разрабатываемых изделий и технологий. Еще большую экономию труда и средств, по мнению ряда исследователей,  можно получить посредством разработанной Г.С. Альтшуллером Теории решения изобретательских задач («ТРИЗ»), согласно которой ускорить  создание изобретения можно, если использовать специальный  алгоритм (набор определенных приемов), с помощью которого можно избежать многих типичных ошибок и проблем [3, c. 94‒101].

        ТРИЗ действительно может усилить изобретательскую активность, если речь идет о  рядовых, имеющих небольшое практическое значение изобретениях. Например, таких, целью которых является улучшение отдельных технико-экономических характеристик известных материалов, способов, устройств.  Что же касается прорывных пионерных изобретений, прокладывающих путь к принципиально новым технологиям, веществам и устройствам, здесь ТРИЗ оказывается бесполезной. Невозможно путем использования специальных алгоритмов создать, к примеру, антигравитационный двигатель или устройство, аккумулирующее электрическую энергию грозовых туч. Все сколь-нибудь значимые изобретения являются результатом проб и ошибок, случайных творческих находок, ассоциативных явлений и озарений (инсайта).   

        Согласно имеющимся сведениям современный инженер, пройдя обучение в техническом вузе, получает информацию примерно о 150 физических эффектах и явлениях, тогда как в физике их количество находится в пределах пяти тысяч, большинство из которых может быть успешно использовано при создании изобретений. Несомненно, что объем знаний определяет потенциальную творческую мощь инженера [4, c. 17, 22]. Они помогают ему быстро принимать грамотные технические и управленческие решения в ходе производственной деятельности. Что же касается изобретательского творчества, здесь дело обстоит иначе.  Изобретатель в ходе творческого поиска должен выходить за пределы своей образованности. Тот, кто связан по рукам и ногам путами известных знаний, обречен словно белка в колесе совершать бесплодный бег, топчась, по существу, на месте. Это означает, что имеющиеся знания не должны обременять изобретателя. Решение изобретательской задачи ему подсказывают случайно возникшие ассоциации, природные явления, живость творческого воображения, независимость мышления. При этом изобретателю совсем не обязательно глубоко вдаваться в генезис и существо используемых в изобретении явлений и эффектов. Важно, что они существуют, обладают воспроизводимостью и, следовательно, могут быть положены в основу различных изобретений. Для человека с творческим мышлением даже обыденные явления могут стать источником новых знаний. Вспомним знаменитое ньютоновское яблоко, породившее эффектом своего падения Закон всемирного тяготения. Поймать в огромном океане информации «золотую рыбку» новых преобразующих мир идей под силу только тем, кто от природы наделен могучим творческим воображением.

         Как бы там ни было, но благодаря таким, добытым из океана информации нетривиальным идеям, стали возможными различные творческие достижения человечества, проложившие путь к дальнейшему полету мысли и новому приращению знания. Это конечно так, за тем исключением, что для выхода за пределы существующих знаний нужно еще нечто, без чего такой полет становится невозможным. Несомненно, что этим «нечто» является талант, но чтобы он раскрылся в полной мере, нужны увлеченность, интерес, желание работать и созидать в определенной сфере деятельности. Добавим сюда еще вдохновение, без которого продукты художественного творчества не способны вызвать в человеке эмоциональное восхищение, несмотря на их академическое исполнение. Без преувеличения можно сказать, что практически все шедевры человеческой культуры созданы мастерами слова и кисти под воздействием именуемого вдохновением особого душевного подъема. Именно минуты вдохновения управляют пером поэта, кистью художника и резцом скульптора при создании  ими особо выдающихся творений. В эти минуты они вкладывают колоссальную энергетику своей души в создаваемые произведения, способные волшебным образом воздействовать на наш эмоционально-чувственный внутренний мир. Именно потому так мистически воздействует на зрителей картина Леонардо да Винчи «Джоконда» с ее таинственно загадочной улыбкой. И потому так увлекательно певучи стихотворения Пушкина, Лермонтова, Есенина, а грустная мелодия полонеза Огинского «Прощание с Родиной» способна вызвать у слушателя появление слез. Можно смело сказать, что в художественном творчестве без энергетики вдохновения невозможно создание сколь-либо значительных произведений.

       Что касается научного и технического творчества здесь вдохновение не играет такой большой роли, как в художественном творчестве. В этих сферах деятельности требуется талант, помноженный на упорный труд, поскольку лишь при этом условии возможно возникновение у творца озарения (инсайта) в решении имеющихся проблем. Внезапные озарения, ассоциации и приходящие во сне разгадки тайн окружающего мира ‒ все это результат долгой и кропотливой работы ума над поставленной проблемой. В отличие от художественного творчества новые крупицы знаний здесь добываются под воздействием не душевного, а духовного начала, продуктом которого являются лишенные чувственного содержания идеи, гипотезы, теории, законы природы и технические достижения. 

        Такой же характер присущ и социальному творчеству с тем отличием, что оно призвано формировать позитивное отношение членов общества к его базовым ценностям и направлено на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия. Творчество в  этой сфере имеет исключительную важность, поскольку имеет целью вовлечение в активную жизнь различных групп населения и такое воспитание личности, при котором будут раскрыты и использованы в интересах общества все его интеллектуальные, духовные и физические силы. Несмотря на то что по данной проблеме накоплено достаточно много информации, ее решение остается крайне трудной многоплановой задачей.

          Что касается далекой от земных проблем космогонии, здесь творчество представляет смесь научного знания и религиозной мифологии, находящихся между собой в известном противоречии, особенно по вопросу происхождения Вселенной. Так, например, популярная научная теория Большого взрыва и описанные в Библии  «Семь дней творения» совершенно по-разному освещают этот вопрос. Впрочем, часть научных воззрений по ряду проблем космогонии больше относятся к области предположений, догадок и гипотез, что сближает их с религиозными постулатами. Иное дело земные проблемы, здесь пальма первенства в их решении, несомненно, принадлежит не религии, а науке. Особенно это относится к научно-техническому творчеству, приводными ремнями которого являются наблюдательность, любопытство, удивление, анализ и поиск. Именно эти качества являются основным инструментом, посредством которого творческие личности решают различного рода научно-технические и изобретательские задачи.

            Любое, особенно пионерное изобретение, – это приращение нового знания к уже существующему. Вопрос в том, откуда изобретатели черпают информацию при создании новых технических решений, которые для признания их изобретениями должны, как известно, обладать новизной, неочевидностью и промышленной применимостью. Ответ прост ‒  изобретатели изыскивают и получают новые знания из распростертого перед их ногами океана информации в виде различных явлений и эффектов. Дознаться до их причины и использовать при создании изобретений помогают, кроме таланта, наблюдательность и любопытство. Поясним это рядом примеров решения проблем.

           Одной из таковых является проблема чистой воды, которая по мере роста населения, увеличения количества промышленных предприятий, роста орошаемых  земель и глобальных изменений климата дает все больше знать о себе. В частности, к 2025 году, по оценкам ООН, серьезный недостаток пресной воды будет испытывать 25% населения планеты, причем в первую очередь эта проблема затронет страны Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, а также Северной Африки [5]. Информация о том, как решить данную проблему, лежит у нас под ногами. Прямо над нашей головой течет огромная река атмосферной влаги, единовременный запас которой равен 14 тыс. куб. км. Если учесть, что объем выпадающих за год осадков составляет 577 000 куб. км, то примерно каждые 9 суток происходит обновление содержащейся в атмосфере влаги [6, c. 24], при этом ее годовой объем превышает годовой поверхностный сток всех рек мира (43 700 куб. км) [7, c. 7] более чем в 13 раз. Вопрос в том, как заставить воду из атмосферной реки пролиться на землю? Но эта задача давно решена природой, доказательством чему являются атмосферные осадки (дождь, снег, град). Следовательно, нужно идти по пути, проложенному природой, например, посредством воздушных колодцев, улавливающих атмосферную влагу, на принципах второго закона термодинамики. 

           Другим источником чистой воды является опреснение морской воды, составляющей 96,5% всей воды на планете. Этот способ в засушливых странах мира применяется в достаточно больших масштабах. Так, например, только в Саудовской Аравии в 2006 году было опреснено 1033 млн куб. м морской воды [8]. Стоимость опреснения одного кубометра морской воды в промышленном масштабе с использованием наиболее дешевой технологии по самым скромным оценкам обходится в 52,7 цента США, что достаточно дорого [9]. Кроме того в процессе опреснения образуется сбрасываемый в море рассол, негативно отражающийся на жизнедеятельности фауны прибрежной акватории. Если же опреснению подвергаются подземные минерализованные воды в отдаленных от морей областях, утилизация образующегося рассола невозможна без загрязнения окружающей среды. В связи с этим изыскание экологически чистых приемов опреснения минерализованной воды является весьма актуальной проблемой. Изобретательская задача в данном случае состоит в том, чтобы опреснение воды любой исходной минерализации не сопровождалось получением рассола, утилизация которого негативно сказывается на окружающей среде.

           Информацию о том, как решить эту задачу, можно также получить из наблюдений за жизнью природы. Известно, например, что испарение с поверхности земли близко залегающих грунтовых вод ведет к образованию солончаков, являющихся бичом орошаемого земледелия. Но если посмотреть на этот негативный процесс с другой стороны, то очень легко его превратить во благо, если использовать солевыщелачивающий эффект испаряющейся влаги для опреснения воды любой исходной минерализации посредством ее разделения за один рабочий цикл на пресную воду и солевую массу. Ценность такого направления заключается в том, что его можно использовать не только для сепарирования минерализованной воды, но и для рассоления земель аридной зоны с одновременным получением значительного количества  солевой руды для химической промышленности, о чем свидетельствуют авторские свидетельства бывшего СССР (№ 1507961; 1547789; 1634641; 1638110; 1654261; 1761681). Таким образом, очевидное негативное явление, связанное с засолением земель под воздействием капиллярного испарения почвенной влаги, легко трансформируется в неочевидный положительный эффект при творческом к нему подходе. 

         Еще пример: поверхностно-активные вещества (ПАВ) играют огромную роль в жизни растений и животных. Они содержатся в слюне и желчных кислотах, участвующих в процессах обработки и переваривания пищи. Много их также в корневой системе бобовых растений и в коллоидально-гуминовых веществах навоза. Замечено также, что после бобовых растений (клевера, люцерны), как и при внесении полуперепревшего навоза, существенно повышается урожайность сельскохозяйственных культур, не обладающих способностью вырабатывать ПАВ. Другой особенностью ПАВ является ослабление под их воздействием энергии поверхностного натяжения воды, вследствие чего тормозятся процессы вторичного засоления орошаемых земель при близком залегании грунтовых вод. Если так, тогда почему не воспользоваться лежащей перед нами информацией и не повысить урожайность сельскохозяйственных культур, посредством предпосевного замачивания семян или обработки полей слабым раствором ПАВ. Эксперименты подтвердили перспективность этой идеи, получившей в свое время патентную охрану (авт. свид. № 1405517, патент № 2058699).

            В принципе ничто не мешает созданию трансформатора речи, благодаря которому китаец, не владея французским языком, мог бы разговаривать с французом, русский, не зная английского, беседовать с англичанином и т.д., причем независимо от числа собеседников, каждый из них слышал бы в наушниках синхронный перевод на свой родной язык речь каждого из участников беседы. Принцип работы такого устройства мог бы быть основан на его высокой чувствительности к распознаванию особенностей произношения и звуковых оттенков языков различных народов с последующей обработкой и преобразованием звуковых файлов одного языка в звуковые файлы другого языка. 

           Интересной представляется также идея разработки  устройства «Зеленая волна» для автоматического включения зеленого сигнала светофора при приближении к перекрестку автомобильного транспорта специального назначения (полиции, скорой помощи, пожарных машин и т.п.) в случае их экстренного выезда. Действие устройства могло бы быть основано на подаче при приближении к перекрестку электромагнитного сигнала на реле светофора, под воздействием которого на нем включался бы зеленый свет с возвратом на прежний режим работы после проезда перекрестка. Применение такого устройства позволило бы отказаться от не всегда эффективной и шумной звуковой сирены, и тем самым обеспечить более комфортный ритм городской жизни.

        Что же касается не воспринимаемых нашими органами чувств стойких явлений и эффектов, здесь главную роль играет интерпретация учеными результатов экспериментов с выходом на научные теории, законы, закономерности и, как следствие, на изобретательские находки. Определенную роль играет в этой сфере и его величество господин случай. Случайно, в частности, были обнаружены  рентгеновские лучи, открыт пенициллин, изобретены кардиостимулятор, вулканизированная резина, суперклей, целлофан, небьющееся стекло, микроволновая печь и т.д. Не случайным здесь является то, что счастье  случайных открытий и изобретений выпадает лишь на долю наделенных творческим мышлением и воображением ученых и изобретателей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азерников В. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. Глава 1. ‒ М.: Детская литература, 1972.

2. Каримова Н. Н. Творчество как фактор профессиональной компетентности студентов и педагогические средства его активизации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. ‒ Чита: Молодой ученый, 2012.

3. Слюсаренко К.С. Изобретательство как особый вид экономической деятельности. // Креативная экономика, 2013. ‒ № 7 (79).

4.  Черный А.А. Основы изобретательства и научных исследований, учебное пособие. ‒ Пенза, 2010.

5. Desalination: A National Perspective / Committee on Advancing Desalination Technology, National Research Council. National Academies Press, 2008. — 312 р.

6. Смирнов Г.Н., Курлович Е.В., Витрешко И.А., Мальгина И.А. Гидрология и гидротехнические сооружения. ‒ М.: Высшая школа, 1988.

7. Колодин М.В. Вода и пустыни. ‒ М.: Мысль, 1981.

8. Опреснение воды [Электронный ресурс] // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%.                                                                                                                    

9. Темерев А. Великое опреснение // Вокруг света, 2008. ‒ № 5.

Добавить комментарий