РФ, г. Москва,
Ленинская слобода д.19
Бизнес-центр «Омега-плаза»
График работы
пн - пт 9:00 — 19:00

Защита в суде своего права на товарный знак

Товарный знак как иные средства индивидуализации является нематериальным активом компании, поэтому зачастую между юридическими лицами разгораются судебные споры о праве использования товарного знака. Как правило, истцами по таким делам являются либо сами правообладатели, либо, наоборот, компании, претендующие на использование чужого бренда в своей коммерческой деятельности.

Самой простой категорией дел считается оспаривание использования другой компанией обозначения, тождественного, сходного зарегистрированному товарному знаку. В таких судебных спорах все относительно очевидно, остаётся только определиться с размером компенсации за незаконное использование бренда. На практике известны и иные, гораздо более сложные и неоднозначные дела. Например, недобросовестные конкуренты могут выстраивать целые стратегии захвата чужого ТЗ, аккумулировать обозначения без цели их использования. Положение дел также может осложняться наоборот добросовестностью, невиновностью ответчика.

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные линии защиты своего исключительного права на товарный знак в суде.

Конкурент зарегистрировал такое же/ сходное обозначение и вытесняет вас с рынка

Распространены случаи, когда недобросовестное юридическое лицо, желая извлечь выгоду от использования популярного бренда, регистрирует сходное и само обращается в ФАС с жалобой на добросовестного правообладателя.

В судебном процессе вам следует:

  1. Строить линию защиты на доказывании недобросовестности действия конкурента;
  2. В обоснование своей позиции привести доказательства длительности периода и массовости применения своего ТЗ;
  3. Доказать, что ТЗ использовался вами до регистрации сходного конкурентом;
  4. Доказать, что после регистрации сходного ТЗ, конкурент паразитирует на вашей репутации, добром имени бренда и популярности среди потребителей;
  5. Инициировать процедуру аннулирования сходного товарного знака, зарегистрированного конкурентом.

Конкурент зарегистрировал сходное обозначение, но в отношении неоднородных товаров

В данной ситуации необходимо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Палату по патентным спорам) с возражением против предоставления правовой охраны (аннулированию) товарному знаку. Регистрация товарного знака может быть аннулирована. В данном случае Вам необходимо будет доказать следующие факты:

  • использование товарного знака другим лицом вводит потребителей в заблуждение касательно происхождения, производства продукции, вызывает ассоциации взаимосвязи этого продукта с популярным брендом;
  • использование этого обозначения ущемляют исключительные права добросовестного правообладателя общеизвестного ТЗ;
  • умысел недобросовестного конкурента на получение преимущества на рынке именно за счет использования деловой репутации популярного бренда.

 

По данной категории дел процесс доказывания осложняется тем, что заявителю необходимо доказать факт возможности возникновения у потребителя ассоциаций принадлежности товаров одному производителю, несмотря на отсутствие однородности товаров в отношении которых зарегистрированы товарные знаки.

Но положительная практика по таким делам существует.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 2979/06 по делу об обозначении «AMRO НЕВСКОЕ», угроза смешения имеет место, если один товарный знак воспринимается за другой или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же товарном знаке, но полагает, что оба товарных знака принадлежат одному и тому же предприятию.

Конкурент предъявил иск о досрочном прекращении права, так как вы длительное время не используете свой ТЗ

Если вы владеете более или менее крупной производственной компанией, и ваша продукция узнаваема на рынке, наверняка, вы стремитесь зарегистрировать товарное обозначение сразу в нескольких классах МКТУ. Делается это для того, чтобы предотвратить паразитирование других компаний на уже известном вашем бренде. И далеко не все зарегистрированные товарные знаки используются фактически. Настоящие проблемы, которые ведут к судебному спору, могут начаться спустя 3 года с момента регистрации ТЗ.

Если в течение 3 лет ТЗ в отношении определенной группы товаров не применялся, ваш конкурент может потребовать в судебном порядке досрочное прекращения права на обозначение.

В судебном процессе вам следует:

  • строить линию защиты на доказывании злоупотребления истцом правом;
  • доказать, что недобросовестный конкурент предъявил иск о прекращении правовой охраны вашего ТЗ для того, чтобы в дальнейшем паразитировать на уже известном бренде;
  • обосновать, что ваш ТЗ известен на рынке и узнаваем среди потребителей;
  • доказать, что истец имеет намерение ввести потребителей в заблуждение, создать в их глазах восприятие его и ответчика как единого производителя различных товаров, объединенных одним торговым обозначением.

Конкурент сам не использует ТЗ, но после того как вы зарегистрировали сходное обозначение, предъявил вам иск с целью получить денежную компенсацию

Эта ситуация представляет примерно обратные обстоятельства тем, что описаны выше. Вы являетесь добросовестным правообладателем своего ТЗ, используете его в своей коммерческой деятельности, но получаете требование от лица, ранее зарегистрировавшего сходное обозначение.

В судебном процессе вам следует:

  • строить линию защиты на доказывании злоупотребления истцом правом;
  • доказать, что истец изначально зарегистрировал свой ТЗ без намерения его использования. То есть цель регистрации этого ТЗ противоречит его ключевой функции – индивидуализации продукта;
  • в случае длительного неиспользования своего товарного знака истцом, подать иск в суд об аннулировании товарного знака истца на основании его неиспользования.

Как видим, в делах о защите исключительных прав на средства индивидуализации, судам приходится принимать во внимание множество факторов: от назначения ТЗ до интересов потребителей. Но при умелом и грамотном построении линии защиты успех возможен практически в любом споре.

Добавить комментарий