РФ, г. Москва,
Ленинская слобода д.19
Бизнес-центр «Омега-плаза»
График работы
пн — пт: 9.00 - 19.00

Новые законы Туркменистана в сфере охраны промышленной собственности

В современных условиях вектор развития экономики разных стран мира все более смещается в сторону инновационного пути развития.
Исходя из этого, Туркменистан проводит в последние годы в стране реформы в области науки и образования:
  • в стране введено обязательное получение среднего образования с десятилетним сроком обучения в школах.
  • открыт филиал российского государственного университета нефти и газа им. Губкина;
  • молодежь направляется для получения высшего образования на учебу в ведущие зарубежные вузы;
  • активно задействовано обучение в аспирантуре по ряду специальностей;
  • проводятся конкурсы на выполнение научных работ;
  • практикуется проведение семинаров с участием зарубежных ученых;
  • конференции и совещания по обсуждению тех или иных научных проблем.
Все эти меры призваны стимулировать научно-техническую и инновационную деятельность и способствовать формированию рынка интеллектуальной собственности. В решении проблемы перехода экономики Туркменистана на путь инновационного развития не последнее место принадлежит Патентной службе Туркменистана, которая берет начало с создания в 1993 г. национальной патентной службы
Туркмен патента.
В настоящее время это Патентное управление Министерства экономики и финансов Туркменистана, в задачу которого входит:
- обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности и регистрации прав на них;
- формирование государственного патентного фонда и обеспечение его доступности;
- подготовка специалистов в области охраны и использования интеллектуальной собственности;
- контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности;
- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы использования результатов интеллектуальной деятельности;
- ориентация системы интеллектуальной собственности на содействие становлению сильной экономики страны, основанной на знаниях, поощрении инвестиций в реализацию инноваций и стимулировании предпринимательства;
- обеспечение высокого качества экспертизы заявок на объекты интеллектуальной собственности и выдаваемых на них охранных документов;
- сотрудничество с международными организациями.
Принятый в октябре 1993 г. Патентный закон стал основой для регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, возникающих в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и знаков обслуживания.
Основная цель этого закона – ориентация системы интеллектуальной собственности на стимулирование использования инноваций и предпринимательства, поощрение изобретательства и охрана прав владельцев патентов и товарных знаков. Для определенного этапа экономического развития Туркменистана данный Закон эту задачу выполнил полностью. В стране развивается предпринимательство, создана система защиты интересов хозяйствующих субъектов посредством регистрации товарных знаков, патентования изобретений и промышленных образцов превратилось в обычное дело.
За истекшие 15 лет с даты принятия Патентного закона Туркменистан стал участником ряда международных конвенций, соглашений и договоров по охране промышленной собственности. Основные из них – членство во Всемирной организации интеллектуальной собственности (далее – ВОИС), присоединение к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, к Договору о патентной кооперации, к Евразийской патентной конвенции и Протоколу Мадридского соглашения о международной регистрации знаков.
В 2006 г. Туркменистан вошел еще в четыре международных соглашения, связанные с классификацией объектов промышленной собственности (классификационные соглашения). Это в частности - Страсбургское соглашение о Между на- ps_01.indd 69 23.12.2008 12:00:37 В СТРАНАХ СНГ 70 «ИС. Промышленная собственность», № 1, 2009 родной патентной классификации от 1971 г.; Локарнское соглашение об учреждении Международной классификации промышленных образцов от 1968 г.; Ниццкое соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 1957 г.; Венское соглашение об учреждении Международной классификации изобразительных элементов знаков от 1974 г. Вхождение Туркменистана в упомянутые договоры, конвенции и соглашения закономерно привело к тому, что Патентный закон Туркменистана от 1993 г. уже не стал отражать произошедшие изменения и наработанную за прошедшие годы практику охраны прав владельцев промышленной собственности. В частности, данный Закон перестал учитывать ряд используемых другими государствами правовых норм, что в условиях развития и углубления рыночных отношений стало неким тормозом в развитии системы охраны промышленной собственности. Поэтому возникла потребность в приведении патентного законодательства Туркменистана в соответствие с новыми для него реалиями жизни. Эта задача была успешно решена в ходе совместной работы Патентного управления с законодательными органами страны по разработке новых законов Туркменистана в сфере охраны объектов промышленной собственности. Итогом этой работы стали подписанные в ноябре 2008 г. Президентом Туркменистана Закон Туркменистана об изобретениях и промышленных образцах (вступил в действие 14.11.2008 г.) и Закон Туркменистана о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (вступил в действие 15.11.2008 г.). Наиболее существенное новшество в Законе Туркменистана об изобретениях и промышленных образцах – введение в практику, помимо формальной экспертизы и экспертизы по существу, так называемой ограниченной экспертизы с проведением поиска по местным источникам информации и выдача на ее основе ограниченных патентов со сроком действия 10 лет.
Понятие «Ограниченный патент» впервые на законодательном уровне введено в практику Туркменистаном. Прежний патентный закон предоставлял возможность получения временного патента на основе формальной экспертизы со сроком действия равным пяти годам либо патента со сроком действия 20 лет на основе экспертизы на абсолютную новизну, изобретательский уровень и промышленную применимость. Однако, как показала практика, временный патент с пятилетним сроком действия являлся больше патентом престижа. Это было связано с тем, что уложиться в пятилетний срок действия временного патента для обеспечения коммерческого освоения новшества могли лишь немногие правообладатели.
Большинство из их не укладывались в такой срок и в результате были лишены возможности получить ощутимую коммерческую выгоду от использования своего патента, поскольку по истечении пяти лет созданное ими новшество переходило в общественное достояние. Новый закон, предусматривающий получение ограниченных патентов со сроком действия 10 лет, исправляет такое положение. Теперь владельцы ограниченных патентов получают дополнительные пять лет для монопольного использования своего новшества и получения от него коммерческой выгоды, что означает дополнительную возможность для ускоренного вовлечения в промышленное производство новейших отечественных и зарубежных технических достижений. Но это не все.
Новый Закон предусматривает возможность дальнейшего преобразования ограниченного патента в патент со сроком действия 20 лет для изобретений и 15 лет для промышленных образцов. Патент с таким сроком действия будет выдаваться в случае подачи заявителем соответствующего ходатайства и при положительном результате экспертизы заявленного технического решения. Что касается ограниченных патентов и патентов на лекарственные средства, агрохимикаты и пестициды, то новый Закон позволяет продлить сроки их действия на дополнительные пять лет. Такое нововведение связано с тем, что новые химические вещества до введения их в сферу практического применения должны пройти длительные испытания (до пяти лет и более) на предмет выявления токсичности для человека и животных и определения допустимых норм применения.
Такие вещества могут получить путевку в жизнь только после всестороннего изучения соответствующими медицинскими, эпидемиологическими и ветеринарными службами их токсических, фармакологических и других свойств. Следует отметить, что Закон позволяет получить патент на техническое новшество, минуя стадию получения ограниченного патента, при условии положительного результата ограниченной экспертизы и подачи ходатайства о проведении патентной экспертизы в течение пяти лет с даты подачи заявки на патентование технического новшества. В целях ускорения выдачи патента заявитель может на любой стадии проведения патентной экспертизы приложить к ходатайству копию заключения Международной предварительной экспертизы или иные доказательства патентоспособности новшества, например, отчет о поиске, копию патента или решения о его выдаче по параллельной заявке одного из компетентных органов экспертизы. Другая особенность нового Закона состоит в предоставлении владельцам временных патентов возможности их преобразования в ограниченные патенты со сроком действия 10 лет и далее в патенты со сроком действия 20 лет. Такое преобразование возможно как в период действия временных патентов, так и в течение трех лет после окончания срока их действия. Введение этой правовой нормы продиктовано желанием поставить в относительно равные условия владельцев временных патентов с теми заявителями, которые будут подавать заявки на получение ограниченных патентов в соответствии с положениями нового Закона. Здесь налицо желание законодателя продлить активную жизнь ранее выданных временных патентов и предоставить их владельцам возможности получения и в дальнейшем коммерческой выгоды от использования своих изобретений и промышленных образцов.
Еще одним нововведением стала предоставляемая новым Законом возможность восстановления действия патентов в течение трех лет с даты прекращения оплаты ежегодной пошлины за поддержание их в силе. Ранее этот срок составлял один год. Увеличение срока для восстановления действия патента продиктовано соображениями создания дополнительных льгот для владельцев патентов, что полностью совпадает с рекомендациями ВОИС. Тенденция идти навстречу владельцам патентов, максимально учитывая их интересы, наблюдается во всем мире и продиктована желанием ускорить научно-технический прогресс. Новеллой является и введение временной правовой охраны для заявленных к патентованию объектов – с даты публикации о них сведений в патентном бюллетене до даты регистрации в государственном реестре. Эта мера позволяет на законодательном уровне подтвердить права заявителя на техническое новшество. Следовательно, любое третье лицо, использующее без согласия заявителя такое новшество, может быть предупреждено о возможных для него материальных последствиях в случае признания этого новшества патентоспособным. Тем самым повышается уровень защиты владельцев патентов от несанкционированного использования третьими лицами их технических достижений.
Серьезным новшеством можно считать появление в новом Законе статьи «Таможенный контроль», которой не было в законе 1993 г. Согласно этой статье охрана прав патентовладельцев ведется также в соответствии с положениями Таможенного кодекса. Это важный момент, на который обязательно будет обращено внимание законодателя при разработке новой редакции таможенного кодекса Туркменистана. Необходимость в такой норме назрела давно. Эффективный таможенный контроль значительно снизит риск нарушений прав владельцев патентов при ввозе в Туркменистан товаров, содержащих запатентованные в Туркменистане изобретения или промышленные образцы. В отличие от законов ряда других государств, новый Закон Туркменистана не содержит такого объекта правовой охраны как «полезная модель». Но это не значит, что именуемым полезной моделью техническим новшествам будет отказано в предоставлении охраны в Туркменистане. Заявки на патентование таких новшеств будут приниматься к рассмотрению на уровне истребования ограниченных патентов на изобретение.
Однако, если в период проведения экспертизы будет установлено, что заявленные новшества отвечают не только критериям новизны и промышленной применимости, но и критерию изобретательского уровня, то на такие объекты могут быть истребованы патенты со сроком действия 20 лет.
Остальные правовые нормы нового Закона (объем правовой охраны; условия патентоспособности; авторство и право автора на вознаграждение; право на патент; права патентообладателя; действия, признаваемые и не признаваемые нарушением исключительного права патентообладателя;  использование запатентованного новшества; передача прав на патент, прекращение и восстановление его действия и т.д.) являются в основном идентичными или схожими с соответствующими нормами российского патентного законодательства.
Закон Туркменистана о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров по сравнению с Патентным законом от 1993 г. содержит в себе новый объект охраны – наименование мест происхождения товара. Необходимость этого нововведения продиктована как общим направлением развития мировой системы охраны промышленной собственности, вовлекающим в свою орбиту новые объекты, так и наличием в Туркменистане товаров, особые свойства которых обусловлены природными условиями, либо людскими факторами, либо комбинированным воздействием как природных условий, так и людских факторов. Знаменитые ахалтекинские лошади, текинские, йомудские, керкинские ковры, туркменские овчарки Алабай, минеральная вода «Арчабиль» и «Берзенги», широкий ассортимент известных марочных туркменских вин и т. д. являются тому подтверждением. Порядок регистрации нового объекта в государственном реестре и предоставление права пользования им в основном схож с нормами российского законодательства. Так же, как и в российском законодательстве, регистрация наименования места происхождения товара и выдача свидетельства на право им пользования не является препятствием для подачи заявки и выдачи свидетельства на право пользования этим же наименованием любому другому лицу, если оно производит аналогичный товар в том же географическом районе.
Состав заявочной документации на государственную регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара включает практически те же документы, что предусмотрены нормами российского законодательства. Это относится и к процедуре экспертизы заявки, оспариванию решения экспертизы или регистрации наименования места происхождения товара. Законом определено, что наименования мест происхождения товаров не являются объектами исключительного права.
В связи с этим лица, получившие право пользования наименованием места происхождения товара, могут лишь использовать его, но не вправе распоряжаться им, т. е. передавать право пользования другим лицам, либо запрещать использование такого же наименования другим лицам, которым такое право дано на основании решения Туркменпатента. Право пользования наименованием происхождения товара включает применение его на товаре или на упаковке, в рекламе, проспектах, бланках, счетах, а также в качестве предупредительной маркировки, указывающей на то, что это обозначение является зарегистрированным в Туркменистане. Регистрация наименования места происхождения действует бессрочно, однако срок действия свидетельства на право пользования этим наименованием составляет 10 лет, считая с даты поступления заявки в Туркменпатент с возможностью его периодического продления на очередной десятилетний срок. Нововведения в новом Законе имеются также в отношении предъявляемых к товарным знакам и знакам обслуживания (далее товарные знаки) требований к их использованию. В частности, в Патентном законе от 1993 г. не содержалось требования обязательного использования товарного знака. Теперь оно есть. В соответствии с этим требованием владелец зарегистрированного знака обязан использовать его в своей хозяйственной деятельности. Исключение из этого требования связано лишь с объективными обстоятельствами, не позволяющими использовать знак вопреки желанию его владельца (например, импортные ограничения, срыв поставок сырья, изменение условий реализации продукции и т. п.). В противном случае по ходатайству третьих лиц действие государственной регистрации знака может быть прекращено до срочно в отношении всех или части зарегистрированных товаров в связи с неиспользованием знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Таким образом, правомочие использовать товарный знак является не только правом, но и обязанностью его владельца. Такая правовая норма диктуется соображениями активизации хозяйственной деятельности владельца знака и желанием воспрепятствовать засорению государственного реестра неработающими товарными знаками. Еще одно нововведение в новом Законе – статьи об общеизвестных товарных знаках и их статусе. Введение данной нормы обусловлено необходимостью дальнейшей гармонизации национального Патентного законодательства с подписанными Туркменистаном международными соглашениями, в частности со ст. 6bis Парижской конвенции. Согласно новому Закону товарные знаки, признанные в установленном порядке общеизвестными, подлежат бессрочной охране и внесению в перечень общеизвестных товарных знаков Туркменистана. Права на такие знаки закрепляются свидетельством и публикацией в бюллетене Туркменпатента. В соответствии с новым законом правовая охрана таких знаков может распространяться не только на товары, в отношении которых он зарегистрирован, но и на иные товары. Это связано с возможностью введения потребителей в заблуждение в отношении производителя таких товаров, которые будут ассоциироваться с владельцем общеизвестного знака, что ущемит его законные интересы и нанесет вред высокой репутации принадлежащего ему знака.
Требования к общеизвестным знакам и процедура их признания общеизвестными будут устанавливаться подзаконными актами Туркменпатента. Новеллой являются также введенные в новый Закон положения о порядке регистрации и статусе коллективных товарных знаков. В законе от 1993 г. о таких знаках говорилось лишь вскользь. В новом Законе достаточно подробно с правовых позиций изложена сущность коллективных знаков, право на такие знаки, порядок их регистрации и практического использования. В частности, в отличие от обычного товарного знака, коллективный знак должен иметь свой устав, в котором приведены сведения о лицах, имеющих право на данный знак, перечень товаров, обладающих едиными качественными или общими характеристиками, в отношении которых регистрируется коллективный знак, условия и порядок контроля за его использованием и т.д. В отличие от обычного товарного знака, коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам. Новый Закон предоставляет возможность преобразования коллективного знака и заявки на его регистрацию в обычный товарный знак, и наоборот в соответствии с установленным Туркменпатентом порядком. Еще одно нововведение – изменение даты отсчета действия товарного знака. В частности, согласно новому Закону, десятилетний срок действия товарного знака начинается не с даты его регистрации в государственном реестре, как было прежде, а с даты подачи заявки на регистрацию знака. Данная правовая норма предоставляет заявителям временную правовую охрану на заявленный к регистрации товарный знак, что расширяет возможности заявителей по предотвращению нарушений их хозяйственных интересов, связанных с использованием данного товарного знака третьими лицами вплоть до принятия к ним мер административного и уголовного воздействия. Вместе с тем, временная правовая охрана на заявленный к регистрации товарный знак возникает не с даты подачи заявки, а с даты получения заявителями уведомления Туркменпатента о принятии данной заявки к рассмотрению и действует до даты регистрации товарного знака в государственном реестре.
Таким образом, упомянутое уведомление выступает в качестве документа, подтверждающего права заявителя на данный знак и может использоваться им для предупреждения реальных и потенциальных нарушителей его прав от противозаконных действий. В заключение отметим, что новый закон содержит очень важную статью о таможенном контроле. Ее введение связано с тем, что если таможня никак не реагирует на ввоз в Туркменистан контрафактных товаров, на которые нанесен чужой товарный знак, то обладатель прав на товарный знак вряд ли будет заинтересован в его регистрации в государственном реестре. Важная роль таможенной службы в деле охраны интересов владельцев товарных знаков связана с тем, что противостоять нарушениям в этой сфере легче всего посредством таможенного контроля над перемещением товаров на границе, а не после того как они растворятся на рынках внутри страны. В связи с этим одной из важных функций таможни является сотрудничество с бизнесом для идентификации нарушающих товаров, задержка нарушающих товаров на время, необходимое для предъявления правообладателем соответствующего судебного иска, содействие осуществлению законной торговли и применение действенных мер по осуществлению охраны прав владельцев товарных знаков пропорционально размерам нарушений их прав. В настоящей статье приведены лишь основные нововведения в двух новых законах Туркменистана.
Однако оба закона содержат по сравнению с Патентным законом 1993 г. более детализированный порядок проведения различных юридически значимых процедур, включая регистрацию патентов, свидетельств, договоров передачи права, в том числе лицензионных в государственном реестре, выдачу охранных документов, продление сроков их действия, внесение изменений в заявки и регистрации и т. д. Это позволит облегчить дальнейшую работу над подзаконными актами и комментариями к обсуждаемым законам.
Вполне естественно, что процесс совершенствования законодательства Туркменистана в сфере промышленной собственности нельзя считать завершенным с введением в действие этих двух новых законов.Развивающаяся экономика Туркменистана и связанная с этим необходимость все более широкого использования новых, защищенных патентами технических решений и зарегистрированных средств индивидуализации товаров и услуг обязательно потребуют с течением времени дальнейшего совершенствования
Добавить комментарий