РФ, г. Москва,
Ленинская слобода д.19
Бизнес-центр «Омега-плаза»
График работы
пн — пт: 9.00 - 19.00

Договор франшизы и коммерческой концессии

В развитии любого бизнеса наступает момент, когда необходимо его расширение, в том числе территориальное, получение новых рынков сбыта. Одним из способов реализации данной задачи является заключение правообладателем договора франчайзинга на объект интеллектуальной собственности (выдача франшизы).

Что это такое?

По договору франчайзинга правообладатель предоставляет пользователю право использования в коммерческой деятельности комплекса своих исключительных прав.

Объектом в таком соглашении является право на товарный знак, а также иные предусмотренные договором результаты интеллектуальной деятельности. К примеру, в комплексе могут передаваться права на авторские произведения, объекты промышленной собственности, программное обеспечение, ноу-хау, методы ведения бизнеса и т.п. При этом передача права именно на товарный знак в данном случае обязательна, этот объект интеллектуальной собственности является ключевым по договору.

Цель выдачи франшизы – это создание широкой производственной или торговой сети для продвижения продукта, вывод продукции на новый рынок, расширение территории сбыта.

Правообладатель заинтересован в коммерческом успехе получателя франшизы и вместе с товарным знаком передает целую схему, «рецепт» ведения бизнеса под его товарным знаком, проводит обучение, предоставляет рекламные и обучающие материалы и т.д. Пользователь в свою очередь обязан придерживаться обязательных требований правообладателя.

Например, владелец товарного знака может установить требования:

  • к территориальному расположению торговых точек и внутренним условиям помещений;
  • к рецептуре продукции, которая будет изготавливаться под ТЗ, пропорциям, способам производства, рекомендуемым товарным запасам;
  • к рекомендуемым ценам на продукт, формированию ценовой политики;
  • к использованию слоганов, проведению маркетинговых и рекламных акций и т.д.

Преимущества выдачи франшизы

Для правообладателя существует ряд неоспоримых преимуществ, согласно которым заключение договора франчайзинга приведет его к увеличению прибыли и развитию бизнеса. Среди таких плюсов:

  • Расширение бизнес-проекта, в том числе и в международном масштабе, за счет активов других юридических лиц. Владелец ТЗ заметно экономит собственные средства на открытии представительств и филиалов в других городах и странах. Вложения в расширение территории сбыта при выдаче франшизы минимальны, большая часть расходов переносится на пользователя. Кроме того, правообладатель может обязать пользователя заключить в свою очередь определенное количество договоров субконцессии, таким образом, уже самому на месте заняться расширением бизнес-проекта правообладателя.
  • Рост потребительского спроса на продукцию, дополнительная реклама и популяризация бренда.
  • Получение прибыли от платежей по франшизе. Как правило, сюда входит первоначальный единовременный взнос и текущие платежи от использования комплекса исключительных прав.
  • Возможность ограничивать права пользователя по своему усмотрению и при этом контролировать его работу.

Регистрация в Роспатенте договора франчайзинга

Законодатель требует обязательной государственной регистрации предоставления права использования комплекса исключительных прав по договору франчайзинга в Роспатенте.

Важно отметить, что до 2014 года регистрировался именно сам договор, в настоящее время подлежит регистрации предоставление права пользования. Также в Российском законодательстве отсутствует непосредственно понятие договора франчайзинга, данный договор обозначен как договор коммерческой концессии.

Подать заявление о регистрации договора может как правообладатель, так и пользователь.

Услуга Стоимость услуги (руб)
Подготовка договора 12000
Разработка индивидуального договора от 20000
Подача на регистрацию 7000
Государственные пошлины 13500