Дополнительно

Как запатентовать бренд?

Правильно выбранное название товара, соответствие качества продукции маркетинговой кампании после «раскрутки» приносят владельцам деньги десятилетиями. Торговая марка эффективно помогает развивать бизнес, выделяя производимую продукцию и оказываемые услуги на фоне конкурентов.

Поговорим, как регистрация бренда или, другими словами, патент на бренд помогает защитить ваш стиль от плагиата.

Что такое бренд?

Понятие бренда не имеет универсального определения. В переводе с английского «brand» означает «клеймо». При употреблении в отношении фирм и товара подразумевает репутацию, однозначное мнение о компании.

Ассоциации, эмоции, возникающие у потребителей с образом продукции конкретной фирмы – ментальная составляющая бренда, которую нельзя увидеть визуально или потрогать на ощупь, продать или купить.

Все что делает продукцию узнаваемой – торговая марка.

Сюда относят:

1. Cоздание логотипа – узнаваемого графического символа, напрямую ассоциируемого с продуктом;

2. Разработку фирменного стиля и слогана компании;

3. Формирование позиционирования бренда.

Создание названия бренда можно сравнить с этапом рождения компании.

Концепция бренда заключается в дальнейшем развитии бизнеса, запуске новых направлений деятельности с учетом того, что дополнительные продукты будут востребованы благодаря:

1. Известному названию бренда;

2. Доверию потребителей имиджу фирмы;

Узнаваемость торгового знака не просто повышает конкурентоспособность, стиль бренда также придает индивидуальность.

Патент на бренд даст исключительное право его использования.

Для этого нужно пройти официальную регистрацию и получить соответствующее свидетельство в федеральной службе Роспатент, осуществляющей функции по правовой защите интеллектуальной собственности.

Что Вы можете запатентовать?

 

Новые идеи по развитию бизнеса, концепции, методы и способы решения поставленных задач как таковые запатентовать не получится (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).

Зарегистрировать право на признание собственностью при соблюдении требований новизны и неповторимости можно:

1. Изобретения в любой сфере деятельности (например, технологию и способ изготовления продукции);

2. Полезные модели;

3. Промышленные образцы, имеющие отличительные особенности, характерные для объекта – форму, структуру, конфигурацию, цвет и другие конструктивные решения.

Понятия патент на бренд в законодательных и правовых актах не существует. Поэтому невозможно зарегистрировать совокупность атрибутов, формирующих образ компании и получить свидетельство о защите бренда.

Снизить риски внешних угроз со стороны недобросовестных конкурентов можно, запатентовав отдельные атрибуты бренда. Это позволит ограничить возможность другим компаниям пользоваться вашими находками и наработками.

Желательно зарегистрировать с получением признания прав собственности все элементы, формирующие ценность компании:

1. В качестве товарного знака – логотип, цветовую гамму, слоган или, например, для парфюмерной промышленности запах;

2. Промышленные образцы внешнего вида упаковки продуктов, дизайн и составные части изделий;

3. Название юридического лица (фирменное наименование) – даст владельцу возможность использовать его в рекламе, на вывесках, на упаковке, призвать к ответственности остальных участников рынка, незаконно пользующихся вашим брендом.

Примечание

Перед тем как подавать заявку на регистрацию названия фирмы, прочие элементы бренда, следует проверить патент у других организаций на полностью совпадающие или очень схожие.

Какие законы помогают компании защитить свой бренд?

 

Вопросы, связанные с регистрацией прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, регламентированы нормами главы 76 ГК РФ.

Правовую защиту бренду можно обеспечить двумя способами:

1. Получить патент на название фирмы и логотип;

2. Получить в Роспатенте свидетельство о регистрации товарного знака (статья 1481 ГК РФ).

Приказом Минэкономразвития России № 482 от 20.07.2015 г. (в действующей редакции от 23.11.2020) утверждены:

1. Правила заполнения каждой графы заявления, обозначенной кодом;

2. Порядок подачи и рассмотрения обращения по существу;

3. Требования к документам, приложенным к заявке о регистрации элементов бренда.

В случае незаконного использования запатентованного товарного знака владелец, руководствуясь нормами статьи 1515 ГК РФ, вправе потребовать от нарушителя:

1. Изъятия из оборота и уничтожения контрафактных товаров;

2. Возмещения понесенных убытков;

3. Если пострадала репутация компании – денежной компенсации нанесенного вреда.

Виновные в незаконном использовании чужого товарного знака, наименования производителя товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, привлекаются в установленном порядке к уголовной ответственности (ст. 180 УК РФ).

Проверка уникальности бренда

Процедура регистрации наименования фирмы, торгового знака включает:

1. Формальную экспертизу, когда проверяется правильность заполнения заявки, комплектность обязательных документов;

2. Существенную экспертизу, при которой служащим Роспатента нужно проверить патент на уже зарегистрированные элементы бренда, в том числе поданные заявки, имеющие приоритет и международные регистрации, чтобы сделать выводы о нарушении законных прав прочих производителей и организаций, оказывающих услуг населению;

3. Получение уведомления от госоргана – о необходимости в течение полугода доработки выявленных недочетов, об одобрении или обоснованном отказе регистрации;

4. Внесение сведений в единую базу данных о регистрации объекта и выдачу собственнику свидетельства.

Чтобы увеличить шансы положительного решения вопроса регистрации бренда, предварительно перед подачей документов в Роспатент проверить патент на существующие товарные знаки можно:

1. Бесплатными сервисами, введя в поисковую строку желаемое обозначение и посмотрев, найдены ли совпадающие товарные знаки;

2. Платно по базе данных ФИПС с учетом уже поданных заявок, имеющих приоритетное право на удовлетворение просьбы.

Примечание

При разработке товарных знаков нужно учесть, что их регистрируют по классам МКТУ (международной классификации товаров и услуг). Работающие в разных отраслях компании могут беспрепятственно получить патент на одно название продукции.

Как подать заявление в Роспатент и не ошибиться?

 

Заявку на регистрацию товарного знака оформляют с учетом правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 482.

В приложении к Приказу можно посмотреть образец формы для заполнения заявления и скачать бесплатно бланк в формате MS-Word.

Помимо указания данных о заявителе, на первом листе заявки в специально отведенном квадрате (540) нужно вклеить изображение подаваемой на регистрацию торговой марки.

При подаче оформленной заявки к заявлению прилагают:

1. Перечень товаров и услуг, на которые собираетесь получить патент;

2. Точное описание торговой марки и ее изображение, совпадающее с вклеенным в заявке.

Вместо послесловия

Получение свидетельства, гарантирующего правовую охрану бренда, можно значительно ускорить, если заказать юридическое сопровождение патентному поверенному.

    По бесплатному номеру
    8 (800) 775-88-40
    вы получите профессиональные ответы от опытного юриста
    на любые 5 вопросов!

    Звоните сейчас!

    Позвонить