Правильно выбранное название товара, соответствие качества продукции маркетинговой кампании после «раскрутки» приносят владельцам деньги десятилетиями. Торговая марка эффективно помогает развивать бизнес, выделяя производимую продукцию и оказываемые услуги на фоне конкурентов.
Поговорим, как регистрация бренда или, другими словами, патент на бренд помогает защитить ваш стиль от плагиата.
Что такое бренд?
Понятие бренда не имеет универсального определения. В переводе с английского «brand» означает «клеймо». При употреблении в отношении фирм и товара подразумевает репутацию, однозначное мнение о компании.
Ассоциации, эмоции, возникающие у потребителей с образом продукции конкретной фирмы – ментальная составляющая бренда, которую нельзя увидеть визуально или потрогать на ощупь, продать или купить.
Все что делает продукцию узнаваемой – торговая марка.
Сюда относят:
1. Cоздание логотипа – узнаваемого графического символа, напрямую ассоциируемого с продуктом;
2. Разработку фирменного стиля и слогана компании;
3. Формирование позиционирования бренда.
Создание названия бренда можно сравнить с этапом рождения компании.
Концепция бренда заключается в дальнейшем развитии бизнеса, запуске новых направлений деятельности с учетом того, что дополнительные продукты будут востребованы благодаря:
1. Известному названию бренда;
2. Доверию потребителей имиджу фирмы;
Узнаваемость торгового знака не просто повышает конкурентоспособность, стиль бренда также придает индивидуальность.
Патент на бренд даст исключительное право его использования.
Для этого нужно пройти официальную регистрацию и получить соответствующее свидетельство в федеральной службе Роспатент, осуществляющей функции по правовой защите интеллектуальной собственности.
Что Вы можете запатентовать?
Новые идеи по развитию бизнеса, концепции, методы и способы решения поставленных задач как таковые запатентовать не получится (п. 5 ст. 1259 ГК РФ).
Зарегистрировать право на признание собственностью при соблюдении требований новизны и неповторимости можно:
1. Изобретения в любой сфере деятельности (например, технологию и способ изготовления продукции);
2. Полезные модели;
3. Промышленные образцы, имеющие отличительные особенности, характерные для объекта – форму, структуру, конфигурацию, цвет и другие конструктивные решения.
Понятия патент на бренд в законодательных и правовых актах не существует. Поэтому невозможно зарегистрировать совокупность атрибутов, формирующих образ компании и получить свидетельство о защите бренда.
Снизить риски внешних угроз со стороны недобросовестных конкурентов можно, запатентовав отдельные атрибуты бренда. Это позволит ограничить возможность другим компаниям пользоваться вашими находками и наработками.
Желательно зарегистрировать с получением признания прав собственности все элементы, формирующие ценность компании:
1. В качестве товарного знака – логотип, цветовую гамму, слоган или, например, для парфюмерной промышленности запах;
2. Промышленные образцы внешнего вида упаковки продуктов, дизайн и составные части изделий;
3. Название юридического лица (фирменное наименование) – даст владельцу возможность использовать его в рекламе, на вывесках, на упаковке, призвать к ответственности остальных участников рынка, незаконно пользующихся вашим брендом.
Примечание
Перед тем как подавать заявку на регистрацию названия фирмы, прочие элементы бренда, следует проверить патент у других организаций на полностью совпадающие или очень схожие.
Какие законы помогают компании защитить свой бренд?
Вопросы, связанные с регистрацией прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, регламентированы нормами главы 76 ГК РФ.
Правовую защиту бренду можно обеспечить двумя способами:
1. Получить патент на название фирмы и логотип;
2. Получить в Роспатенте свидетельство о регистрации товарного знака (статья 1481 ГК РФ).
Приказом Минэкономразвития России № 482 от 20.07.2015 г. (в действующей редакции от 23.11.2020) утверждены:
1. Правила заполнения каждой графы заявления, обозначенной кодом;
2. Порядок подачи и рассмотрения обращения по существу;
3. Требования к документам, приложенным к заявке о регистрации элементов бренда.
В случае незаконного использования запатентованного товарного знака владелец, руководствуясь нормами статьи 1515 ГК РФ, вправе потребовать от нарушителя:
1. Изъятия из оборота и уничтожения контрафактных товаров;
2. Возмещения понесенных убытков;
3. Если пострадала репутация компании – денежной компенсации нанесенного вреда.
Виновные в незаконном использовании чужого товарного знака, наименования производителя товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, привлекаются в установленном порядке к уголовной ответственности (ст. 180 УК РФ).
Проверка уникальности бренда
Процедура регистрации наименования фирмы, торгового знака включает:
1. Формальную экспертизу, когда проверяется правильность заполнения заявки, комплектность обязательных документов;
2. Существенную экспертизу, при которой служащим Роспатента нужно проверить патент на уже зарегистрированные элементы бренда, в том числе поданные заявки, имеющие приоритет и международные регистрации, чтобы сделать выводы о нарушении законных прав прочих производителей и организаций, оказывающих услуг населению;
3. Получение уведомления от госоргана – о необходимости в течение полугода доработки выявленных недочетов, об одобрении или обоснованном отказе регистрации;
4. Внесение сведений в единую базу данных о регистрации объекта и выдачу собственнику свидетельства.
Чтобы увеличить шансы положительного решения вопроса регистрации бренда, предварительно перед подачей документов в Роспатент проверить патент на существующие товарные знаки можно:
1. Бесплатными сервисами, введя в поисковую строку желаемое обозначение и посмотрев, найдены ли совпадающие товарные знаки;
2. Платно по базе данных ФИПС с учетом уже поданных заявок, имеющих приоритетное право на удовлетворение просьбы.
Примечание
При разработке товарных знаков нужно учесть, что их регистрируют по классам МКТУ (международной классификации товаров и услуг). Работающие в разных отраслях компании могут беспрепятственно получить патент на одно название продукции.
Как подать заявление в Роспатент и не ошибиться?
Заявку на регистрацию товарного знака оформляют с учетом правил, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 482.
В приложении к Приказу можно посмотреть образец формы для заполнения заявления и скачать бесплатно бланк в формате MS-Word.
Помимо указания данных о заявителе, на первом листе заявки в специально отведенном квадрате (540) нужно вклеить изображение подаваемой на регистрацию торговой марки.
При подаче оформленной заявки к заявлению прилагают:
1. Перечень товаров и услуг, на которые собираетесь получить патент;
2. Точное описание торговой марки и ее изображение, совпадающее с вклеенным в заявке.
Вместо послесловия
Получение свидетельства, гарантирующего правовую охрану бренда, можно значительно ускорить, если заказать юридическое сопровождение патентному поверенному.