РФ, г. Москва,
Ленинская слобода д.19
Бизнес-центр «Омега-плаза»
График работы
пн — пт: 9.00 - 19.00

Договор коммерческой концессии (франчайзинг)

Франшиза – это удобный способ продвижения бизнеса. Подписание договора коммерческой концессии (франчайзинга) практикуют крупные компании. Договор дает им возможность продвигать свои услуги или товары на новых рынках потребления. Небольшим предприятиям франчайзинг позволяет вести предпринимательскую деятельность под именем и торговой маркой известного бренда.

Определение договора

Договор коммерческой концессии – это соглашение между правообладателем (франчайзером) и пользователем (франчайзи) Правообладатель «сдает в аренду» права на использование бренда, а также бизнес-модель. Пользователь платит за это оговоренную в договоре сумму. Ничего, кроме готовой схемы построения бизнеса, франчайзи не приобретает. Подготовку помещения, обучение персонала, оформление в стиле бренда и другие мероприятия пользователь франшизы оплачивает и делает самостоятельно.

Первым франчайзером в истории считают основателя бренда «SingerSewingmachinecompany» Исаака Зингера. В 1851 году он заключил договор с американскими предпринимателями. Документ передавал право продажи и обслуживание швейных машин Зингера на территории США.

Самый знаменитый франчайзер в мире — РэйКрок — основатель компании «Мак Доналдс». В 1945 году его заинтересовал секрет успеха небольшого кафе. Крок подписал с хозяином заведения договор, и вскоре открыл по готовой бизнес-модели легендарную сеть кафе.

Права, которые предоставляются пользователю на основании договора коммерческой концессии (франчайзинга):

  • товарный знак;
  • ноу-хау;
  • патент;
  • дизайн торговых точек;
  • программное обеспечение;
  • коммерческую информацию по организации и ведению бизнеса.

Кроме исключительных прав, франчайзи может использовать имидж и деловую репутацию франчайзера.

Еще одна особенность соглашения – установленные права и обязанности по единым стандартам производства товаров или оказания услуг.

Существенные условия

К предмету договора коммерческой концессии (франчайзинга) относятся права интеллектуальной собственности, которые предоставляются в пользование правообладателем. При этом следует четко индивидуализировать все объекты интеллектуальной собственности.

ВАЖНО! Договор франчайзинга (коммерческой концессии» может быть заключен только при наличии у франчайзера зарегистрированного товарного знака.

Следующее существенное условие договора коммерческой концессии – сумма, подлежащая к оплате правообладателю. Она состоит из двух основных частей:

  • сумма, выплачиваемая при заключении соглашения;
  • роялти, которые выплачиваются ежемесячно и составляют процент из дохода пользователя.

Иногда в соглашении указывают сумму «гонорара успеха». Она выплачивается, когда доход достигнет оговоренной минимальной суммы.

В качестве важных условий договора коммерческой концессии выступают также:

  • сфера предпринимательской деятельности, в которой должны быть использованы интеллектуальные права правообладателя;
  • способы применения предоставленных прав;

В первую очередь, стороны устанавливают срок действия франчайзинга. Стандартная франшиза заключается минимум на 5 лет. После окончания этого срока срок договора может быть продлен или расторгнут по желанию сторон.

Следующее условие, которое включают договор коммерческой концессии, – возможность передачи прав в субконцессию. Т. е. пользователь предает исключительные права правообладателя третьим лицам. Иногда в договоре прописывают запрет передачи прав.

Дополнительные условия договора коммерческой концессии (франчайзинга):

  • территория использования исключительных прав;
  • ценовая политика пользователя (например, конкретные суммы, которым должны соответствовать цены);
  • порядок расположения объектов предоставления услуг или продажи товаров.

Договор франчайзинга подлежит обязательной государственнойрегистрации. Это сложный процесс, который требует навыков, опыта и знаний. Регистрация договора коммерческой концессии может осуществляться через патентного поверенного. Специалисты помогут сторонам правильно составить документ, обезопасить бизнес от рисков, а также избавит от хлопот и временных затрат.

Добавить комментарий