Дополнительно

Как запатентовать название фирмы и логотип?

Среди множества предприятий на рынке фирму выделяет запоминающееся название. А стилизованная изобразительная или комбинированная композиция в качестве логотипа позволяет идентифицировать компанию и ее продукцию.

Предотвратить незаконное использование бренда конкурентами, взыскать компенсацию с нарушителей, поможет регистрация логотипа и названия. Расскажем, как запатентовать название, каким образом это защитит бизнес.

Что представляет собой патент на название фирмы и логотип?

Под «патентом» понимают официальный документ, удостоверяющий исключительное право и приоритет использования дизайнерских и технологических решений, авторства.

Получается, что запатентовать логотип или название компании – это значит получить документальное подтверждение интеллектуального права на обозначение, элементы бренда, которые делают фирму узнаваемой.

С точки зрения закона, исключительное право на фирменное наименование подтверждается регистрацией в едином государственном реестре юридических лиц (ст. 1475 ГК РФ).

В обиходе часто отождествляют слово «запатентовать» с понятием получения свидетельства о регистрации, по сути, вкладывая смысл преимущественного права использования уникальных эмблем в качестве логотипа или названия.

Зачем это делать?

По сути, запатентовать название, логотип – равно стать единственным законным владельцем прав:

1. Их применения при заключении договоров на предоставление услуг, поставку товаров, рекламируя продукцию компании;

2. Распоряжаться узнаваемым брендом, в том числе передавая права по договору франчайзинга сторонним предпринимателям, начинающим бизнесменам, желающим начать собственное дело с минимальными рисками;

3. Обращаться в суд для правовой защиты от незаконного использования этих и сходных с ними средств индивидуализации, то есть привлечь нарушителей к ответственности, заставить убрать все упоминания бренда, изъять доменные имена сайтов, взыскать денежную компенсацию.

Какие логотипы и названия запрещено патентовать

 

Прежде чем зарегистрировать права на логотип и наименование юрлица, проводится экспертиза:

1. Насколько они уникальны и нет ли сходства с уже зарегистрированными элементами индивидуализации бренда;

2. Не попадают ли они в перечень оснований для отказа, регламентированный законом (статья 1483 ГК РФ).

Не получится запатентовать логотип или название компании, если:

1. Имеют сходство с уже существующими фирмами, прошедшими в установленном порядке регистрацию;

2. Применяются в общем употреблении;

3. Содержат только аббревиатуру без расшифровки сочетания букв или не выполнены в графической манере, формирующей оригинальную композицию;

4. Использована принятая на официальном уровне символика, например, обозначение особо ценных объектов культурного и исторического значения, государственного флага или международной организации;

5. Могут вызывать ошибочное мнение о деятельности фирмы;

6. Нарушают этические принципы гуманности, морали, могут оскорбить чувства потенциальных партнеров по бизнесу или потребителей.

Пошаговая инструкция регистрации названия

Если нет идей, как назвать компанию, чтобы она выделялась среди других фирм, можно:

1. Заказать разработку логотипа и наименования дизайнеру;

2. Заключить с правообладателем договор франчайзинга на использование составляющих товарного знака (названия, эмблемы логотипа, звучного слогана) в коммерческой деятельности.

Первым делом для регистрации и получения правовой защиты необходимо удостовериться в уникальности будущих элементов бренда.

Чтобы не возникло проблем с регистрацией прав, уникальность названия фирмы и логотипа можно:

1. Проверить самостоятельно через онлайн-сервисы;

2. Обратиться за помощью к патентным поверенным.

Лицензированное патентное бюро за определенную плату предоставит услугу проверки, поможет доработать название, разработать стратегию как сохранить логотип или выбранное наименование.

Куда подать документы?

 

Чтобы запатентовать логотип, заявление подают в Роспатент. Документы относят лично или отправляют:

1. Почтовым письмом с уведомлением о доставке адресату;

2. В электронном формате через официальный портал Госуслуги или сайт ФИПС.

Примечание

Чтобы от имени юрлица пользоваться услугами в режиме онлайн, руководитель или уполномоченный представитель компании могут создать учетную запись на Госуслугах. Для этого они должны пройти идентификацию в качестве пользователя личным кабинетом на сайте, получить в удостоверяющем центре электронную подпись.

Этапы процедуры

По большому счету для того, чтобы защитить преимущественное право пользования брендовой символикой и названием, нужно:

  • придумать уникальное наименование, создать неповторимые эмблемы, которые можно будет ассоциировать с деятельностью фирмы;
  • подготовить пакет документов для процедуры государственной регистрации;
  • оплатить госпошлину за формальную экспертизу и по существу;
  • подать документы в Роспатент лично или поручить эту работу патентному поверенному;
  • при положительном заключении экспертной оценки заплатить госпошлину уже за регистрацию с внесением сведений в ЕГРЮЛ;
  • получить свидетельство, подтверждающее запатентованное право.

Какие документы необходимы

К заполненной в унифицированной форме заявке (утверждена Приказом Минэкономразвития № 482 в действующей редакции от 23.11.2020) нужно приложить:

1. Копии документов предприятия, зарегистрированного в качестве юридического лица;

2. Эскиз логотипа, который собираетесь запатентовать, или образец регистрируемого названия в виде изображения;

3. Письменное согласие на обработку персональных данных;

4. Платежные документы, подтверждающие оплату госпошлины за экспертизу;

5. Доверенность, если интересы компании представляет патентный поверенный.

Как правильно оформить заявление

Особых трудностей при заполнении заявки не возникнет, поскольку в графах прописано, какие данные следует внести.

Всего нужно заполнить на русском языке 22 поля:

1. Почтовый адрес и паспортные данные заявителя или наименование компании для переписки с Роспатентом, контактные данные для связи – номер телефона, e-mail для электронных сообщений;

2. Информацию о предприятии с уточнением полного наименования, адреса нахождения в соответствии с данными в ЕГРЮЛ;

3. Идентификаторы заявителя – ОГРН, КПП (при наличии), код страны (если установлен по стандарту ВОИС ST.3);

4. Номер телефона компании, факс, e-mail;

5. Сведения о лице, назначенном заявителем для ведения дел по государственной регистрации наименования и логотипа фирмы с уточнением его паспортных и контактных данных, сроком действия представительства и регистрационным номером патентного поверенного;

6. Далее вставляете изображение логотипа или название, которое хотите запатентовать и рядом делаете подробное описание, указав: в каком виде представлен товарный знак – словесном, графическом, комбинированном; смысловое значение абстрактного изображения; используемые цвета;

7. Перечисляете товары и услуги в соответствии с международным классификатором, в отношении которых будет использован запатентованный логотип (зарегистрированное фирменное название);

8. Отмечаете галочкой, что просите установить приоритет брендового символа по дате подачи заявления;

9. Подтверждаете уплату госпошлины, заполняете реквизиты плательщика;

10. В списке приложенных документов отмечаете галочками конкретно те, которые подаете вместе с заявкой.

Для сведения!

Обязательно должно быть приложено изображение регистрируемого знака, точно совпадающее с указанным в заявке. Также если перечень товаров и услуг не помещается в форму заявки, его продолжают в отдельно оформленном приложении.

Стоимость и сроки регистрации

Регистрация прав собственности не такой быстрый процесс, как хотелось бы.

После подачи заявки собственник получает приоритет по отношению к обратившимся позже по поводу получения патента.

Формально правильность заполнения заявки и комплектность необходимых документов проверяется в течение месяца.

На экспертизу по существу может уйти до 19 месяцев, когда служащие Роспатента будут проверять заявленные элементы бренда компании на плагиат, сравнивая по нескольким критериям сходство:

1. Графическому – насколько изображение похоже визуально на уже зарегистрированные;

2. Фонетическому – как воспринимается на слух;

3. Семантическому – повторяют ли смысл, идею запатентованных товарных знаков.

Кто и где регистрирует название фирмы и логотип?

В отношении регистрационных действий для налогового и патентного ведомства кажущиеся синонимы в виде бренда, логотипа, наименования и торговой марки не тождественны в правовом аспекте. Так регистрация названия осуществляется:

  • в территориальном подразделении налогового органа с целью создания и подтверждения дееспособности юридического лица как субъекта хозяйствования с внесением в ЕГРЮЛ;
  • в Роспатенте для получения охраняемых интеллектуальных прав в отношении владельца и индивидуализации продукции на территории России;
  • во Всемирной организации интеллектуальной собственности для закрепления защиты на международных рынках стран согласно Мадридскому договору.

При регистрации названия компании в ИФНС предприятие идентифицируется как налогоплательщик для открытия лицевого счета и контроля платежей в бюджет. Хозяйствующая единица вправе заключать договоры с контрагентами, формировать отгрузочную документацию и счета-фактуры для взаиморасчетов. При получении свидетельства на товарный знак компания вправе претендовать на защиту от любого несанкционированного доступа сторонних лиц на внутреннем рынке и за рубежом в соответствии с полученным разрешительным документом.

Как выбрать название с точки зрения закона?

Во избежание убытков и возмещения ущерба обладателям охраняемых прав важно учитывать юридические аспекты при выборе названия компании. Коммерческое предприятие выступает как хозяйствующая самостоятельная единица в гражданском обороте под фирменным наименованием, зафиксированным в Уставе и учредительной документации (п.1,2 ст.1473 ГК РФ). Оно должно включать:

  • организационно-правовую форму, например, АО или ООО;
  • название юрлица, где не могут фигурировать только слова, фиксирующие род хозяйственной деятельности.

Субъекту хозяйствования предоставляется исключительное охраняемое право на использование фирменного названия любым разрешенным законом способом для индивидуализации своего имени и продукции, включая:

  • фиксацию на вывесках и бланках компании;
  • размещение во всех рекламных мероприятиях;
  • указание на реализуемых товарно-материальных ценностях, этикетках и упаковке.

Название или отдельные элементы владелец вправе включить в товарный знак и претендовать на дополнительную охрану (ст.1476 ГК РФ). Однако в случае, если субъект хозяйствования использует сходный знак отличия с другим юрлицом, ведущим аналогичную деятельность, которому при регистрации принадлежит «пальма первенства», то по требованию правообладателя должен прекратить использование и скомпенсировать причиненный ущерб (п.3 ст.1474 ГК РФ).

Что делать при получении предварительного отказа в Роспатенте?

Патентное ведомство может отказать хозяйствующему субъекту в проведении регистрационных действий. Предварительный отказ дает возможность юридическому лицу устранить указанные препятствия и подать заявку повторно на протяжении полугодичного периода. Причинами отклонения могут быть:

  • высокая степень схожести с охраняемыми брендами или проходящими процесс получения правовой охраны на момент обращения;
  • наличие лишь описательного характера без акцента на отличительные признаки;
  • полное совпадение с зарегистрированными торговыми марками по классу МКТУ;
  • способность ввести потребителей в заблуждение посредством ассоциаций с определенным производителем, невзирая на отсутствие очевидной связи.

Заявителю важно проанализировать указанные «отказные» основания, ликвидировать недостатки либо предоставить веские контраргументы аргументам, мотивировавшим отклонение. Согласно статистике, наиболее частой причиной для отказа является схожесть с действующими брендами, тогда хозяйствующему субъекту нужно:

  • доказать отличия предлагаемых материалов, продукции или услуг от уже использующихся аналогов по функциональным характеристикам во избежание смешения;
  • получить письменное согласие от правообладателей нематериальных активов, с которыми ведомство нашло недопустимое сходство;
  • инициировать аннулирование неиспользуемых товарных знаков конкурентами;
  • выявить особенности товаров и представить аргументы, дающие исключительность и неповторимость своей продукции, по которым ее можно узнать и выделить среди аналогов.

Для повышения шансов на патентование важно разрабатывать логотипы с высокой степенью уникальности, учитывать ограничения при выборе коммерческого обозначения и отслеживать последние изменения в области законодательства.

Алгоритм по защите названия и логотипа

Наличие узаконенного охраняемого права ставит компанию в привилегированное положение в отношении использования продукции, увеличивает активы баланса, накладывает запрет на подражание заинтересованным лицам, позволяет заключать договоры франшизы и получать ежемесячно роялти в качестве дополнительного дохода в оговоренном размере и начислять амортизацию для уменьшения налогооблагаемой прибыли избранным методом. При обращении в арбитражный суд конкурентов важно выработать тактику защиты, подготовив контраргументы по часто оспариваемым позициям:

  • Неиспользование в течение трехлетнего периода. Если у компании отсутствуют доходные статьи от реализации, то в качестве доводов следует указать наличие любых действий, направленных на продвижение товара. Это могут быть размещение рекламы, создание сайтов, заключение договоров с перспективными контрагентами с зафиксированным оспариваемым логотипом, а также сбыт подконтрольными лицами продукции, информацией о которой истец не может ни обладать, ни просчитать непрерывный трехлетний период, требующийся для аннулирования.
  • Схожесть до угрозы смешения производителей. Противопоставление применимо лишь к однородным взаимозаменяемым товарам. Если конкурент планирует реализовывать кондитерские изделия, то бренд на автозапчасти не может быть аннулирован, поскольку запрет законодательства базируется на дезинформации покупателя в отношении производителя, и, как следствие, возможном неполучении полезных свойств товарной группы в результате смешения изготовителей.

Судебные вердикты по интеллектуальным спорам отличаются неоднозначностью, что требует подключения юристов, специализирующихся по данному направлению. Плата за услуги профессионалов – мизер по сравнению с риском аннулирования патентных прав.

 

Примечание

При несоответствии требованиям заявителю направляется уведомление.

Свои доводы преимущественного права запатентовать название нужно представить в течение полугода. Иначе в регистрации прав будет отказано.

Если в ходе проверки не выявят препятствий, чтобы запатентовать наименование или логотип, после уплаты госпошлины за регистрацию готовые документы можно получить через месяц.

Минимальная стоимость услуги складывается из затрат на уплату пошлин:

1. За формальную экспертизу при подаче заявки – 3500 рублей;

2. За проведение экспертизы по существу – 11 500 рублей;

3. При положительном решении вопроса за регистрацию – 16 000 рублей.

Для сведения

При подаче документов в электронном виде и оплате услуг через Госуслуги сэкономить можно 30% оплачиваемой суммы.

Дополнительно могут потребоваться расходы, если воспользоваться юридическим сопровождением. Услуги патентного поверенного оплачивают согласно условиям договора.

Экономить на услугах специалиста или нет – решать вам.

Нужно отдать должное, что заплатив профессионалам, больше шансов решить возникшие проблемы и добиться положительного результата.