Из 90 тыс. поданных в России за год заявок регистрируется только 5% товарных знаков (ТЗ). Остальные отправляются на доработку. На каждой теряются уже уплаченные 20 тыс. руб. госпошлины.
Зачем проверять и регистрировать товарный знак
Дорегистрационная проверка товарного знака проводится для выявления его полной или частичной тождественности (сходство до смешения) уже зарегистрированным. Иначе можно получить отказ в регистрации.
Если не зарегистрировать товарный знак или торговую марку, то будет отсутствовать их защита от использования либо копирования третьими лицами. А значит – не обеспечена уникальность и узнаваемость товаров предпринимателя (бренда) на рынке. И нет смысла вкладывать деньги в развитие и продвижение бренда.
Дополнительный риск: штраф до 5 миллионов может получить предприниматель за использование чужого товарного знака, интеллектуальной собственности. Кроме того, придётся менять все вывески, имена, логотипы. Профессиональную помощь в регистрации (информационную и юридически-правовую) обычно оказывают патентные бюро.
Внимание: предварительно в создании товарного знака участвуют дизайнеры и маркетологи.
Главные преимущества полной проверки регистрации ТЗ
– позволит оценить шансы на успех – выявятся не только зарегистрированные, но и поданные заявки на регистрацию; кроме того выявится его правильность, то есть – соответствует ли товарный знак законодательно установленным обозначениям;
– выявится необходимое скорректировать в товарном знаке;
– полученная информация сэкономит время и деньги, коррективы будут заранее внесены.
Полноценный поиск ТЗ по базам (на сходство и тождество)
Для поиска обозначения в России существуют следующие базы:
– зарегистрированных товарных знаков;
– заявок, поданных на регистрацию;
– международные, действующие в Российской Федерации.
Имейте в виду: база зарегистрированных ТЗ бесплатна, а в базе поданных заявок проверяет только ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). По времени это занимает до 20 дней, по деньгам – 4130 руб. (госпошлина) + 1062 за дополнительный класс (вид деятельности). Речь идёт о классе МКТУ. Их всего 45. Внутри класса вы не можете иметь одинаковое с кем-то название, зато можете в разных классах.
После получения результатов проверки всегда есть небольшая вероятность, что кто-то успеет зарегистрировать такое же свидетельство на товарный знак с этого момента до вашей регистрации.
Интересно: патентные поверенные или бюро имеют несколько способов, как доработать ваш уже кем-то зарегистрированный товарный знак и получить на него свидетельство (Роспатент одобрит).
Как это будет происходить
1. Патентный поверенный, проведя проверку бренда предпринимателя, напишет отчёт с оценкой вероятности его успеха и указанием основных брендов-противников.
2. Юрист составит стратегию регистрации товарного знака.
3. Маркетолог с дизайнером предложат варианты (обычно 3) логотипа и названия. Предприниматель определит класс МКТУ, проведёт бесплатную проверку бренда.
4. Заявка отправляется (поверенным) в Роспатент.