Всё большую значимость для компаний приобретают нормы честного поведения, продвигаемые в рамках процедур антикоррупционного комплаенса. Связано это во многом с серьезностью санкций, которые предусмотрены с целью привлечения к ответственности за правонарушения коррупционного характера.
КОМПЛАЕНС (англ. «COMPLIANCE» в переводе означает согласие, соответствие) данный термин относительно новый для российского бизнеса, но уже знаком многим руководителям, он определяется как комплекс мер, направленных на обеспечение соответствия деятельности компании требованиям законодательства в различных сферах:
1. Борьба с коррупцией;
2. Борьба с «отмыванием доходов»
3. Антимонопольное регулирование
4. Налогообложение
5. Трудовые отношения
6. Внутрикорпоративные правила
Что такое антикоррупционный комплаенс
Антикоррупционный комплаенс – это система мер внутри компании, направленная на предотвращение и профилактику совершения коррупционных преступлений сотрудникам компании.
Антикоррупционный комплаенс снижает риски совершения антикоррупционных правонарушений, кроме того вероятность вовлечения организации, через ее сотрудников, в ситуации связанные с риском нарушения законодательства или потерей репутации. Таким образом, комплаенс позволяет снизить вероятность того, что работники компании совершат правонарушения, а компании будут причинены убытки, тем самым обеспечивается защита бизнеса и его собственников.
Следует иметь в виду, что сегодня все без исключения организации обязаны принимать меры по предотвращению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”; далее – Закон о противодействии коррупции). Это связано с ратификацией нашей страной Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ).
Антикоррупционный комплаенс предполагает введение в корпоративной политике компании антикоррупционных мероприятий:
1. Управление в компаниях на основе антикоррупционных программ. Внутрикорпоративные документы четко закрепляют принципы противодействия коррупции, правила и процедуры предотвращения конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства и т.д.;
2. Мониторинг и оценка реализации антикоррупционных программ. Органы управления компаний руководят разработкой и осуществляют контроль за реализацией антикоррупционной политики компаний, определяют лиц, определяют лиц, ответственных за ее реализацию. Результаты выполнения антикоррупционных программ отражаются в социальной отчетности компаний;
3. Эффективный финансовый контроль. Компании устанавливают организационные механизмы проверок бухгалтерской, учетной практики, кадровой и другой деятельности;
4. Обучение кадров и контроль за персоналом;
5. Коллективные усилия и публичность антикоррупционных мер Компании публично объявляют о проводимой ими политике противодействия коррупции и применяют эффективные механизмы распространения информации об антикоррупционных программах внутри компании.
Назначение комплаенса
Компании-конкуренты активно выстраивают комплаенс системы для минимизации своих рисков. Для каждого сотрудника нарушения в области антикоррупционного комплаенса влекут за собой личную ответственность (дисциплинарную, административную, а возможно, и уголовную). Уровень коррупции влияет на инвестиционную привлекательность компании. Для зарубежных компаний (в странах с развитым антикоррупционным законодательством) наличие комплаенс системы является одним из ключевых критериев выбора бизнес партнера.
Основными аргументами, необходимости внедрения системы антикоррупционного комплаенс, с позиции компании, являются:
1. Минимизация потерь от мошеннических действий сотрудников и третьих лиц;
2. В случае привлечения к ответственности, уменьшить возможные штрафы или сумму досудебного урегулирования;
3. Улучшить условия привлечения денежных средств из зарубежных банков (при наличии необходимости такого привлечения).
ООО «Галифанов, Мальков и партнеры» разрабатывает Антикоррупционный комплаенс по следующему алгоритму:
1. Улучшить условия привлечения денежных средств из зарубежных банков (при наличии необходимости такого привлечения);
2. Разработка плана мероприятий антимонопольного комплаенса;
3. Разработка документации;
4. Разработка программы обучения сотрудников;
5. Обучение сотрудников организации.
Виды пакета документа
В результате будет создан пакет документов*:
Для не большой организации будет достаточно:
– Положение об Антикоррупционной политике в организации;
– Внесение в договоры антикоррупционной оговорки;
Если у Вашей компании внушительный масштаб деятельности, в этом случае потребуется расширенный перечень разрабатываемых документов:
1. Положение об Антикоррупционной политике в организации;
2. Внесение в договора антикоррупционной оговорки;
3. Положение об Антимонопольной политике в организации;
4. Антикоррупционный профиль сотрудника;
5. Кодекс корпоративной этики;
6. Создание комплекса мероприятий по соблюдению антикоррупционного законодательства в компании.
*Указанный перечень носит примерный характер и может отличаться в каждом конкретном случае, в зависимости от специфики работы компании и масштаба ее деятельности.
Комплаенс анализ и оценка риска проводятся специалистами компании ООО «Галифанов, Мальков, и партнёры» на высоком профессиональном уровне, с четким соблюдением нормативно-правовых требований законодательства и сложившейся правоприменительной практике. Обратившись к нам, вы можете быть уверены: ваша компания всегда будет действовать в рамках правового поля, кроме того внедрение данной системы поможет на законном основании минимизировать риски компании и повысить репутацию на рынке.
БЮРО «ГАЛИФАНОВ, МАЛЬКОВ И ПАРТНЕРЫ» обладает большим опытом в разработке и внедрении антикоррупционного комплаенса на высоком профессиональном уровне, с четким соблюдением нормативно-правовых требований законодательства и сложившейся правоприменительной практике. Мы заботимся о наших клиентах, стараемся оказывать максимальную поддержку и помощь. Заполните форму, получите бесплатный аудит и рекомендации по Разработке плана мероприятий антикоррупционного комплаенса.