Дополнительно

блог

Договор коммерческой концессии: история, применение

Договор коммерческой концессии – это инструмент для развития крупного бизнеса. В странах с рыночной системой экономики договор франчайзинга играет важную роль в продвижении предпринимателей. В отечественном законодательстве договор франчайзинга регулируется 54 главой ГК РФ. Сегодня мы погорим об истории возникновения института коммерческой концессии, затронем существенные и дополнительные условия договора, поговорим об обязанностях сторон соглашения. В конце статьи вы узнаете, какие трудности ждут желающих заключить договор франчайзинга.

История договора коммерческой концессии

При изучении соглашения о коммерческой концессии в первую очередь нужно установить, на каком историческом этапе предприниматели осознали потребность во введении этого института. Суханов Е. А. утверждал, что институт коммерческой концессии берет свое начало в США, где он зародился в середине XX века.

Самым наглядным примером применения договора коммерческой концессии выступает развитие сети быстрого питания Макдоналдс. Основатель ресторанов Рэй Крок передавал независимым организациям не только интеллектуальные права и товарный знак, но и делился бизнес-планами ведения ресторанов. Благодаря этому ему удавалось ускорить развитие ресторанов, приобретающих у него франшизу. Это привело к глобальному росту узнаваемости бренда.

В СССР договора коммерческой концессии не было, это объяснялось объективными причинами. Правовая система, строящая централизованный социализм, не предполагала наличие инструментов, характерных для государства с рыночной системой экономики.

Первое упоминание договора коммерческой концессии в отечественном законодательстве связано с 1996 годом. Тогда в ГК добавили новую главу, которая содержала в себе нормы, регулирующие права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии.

Главные условия договора коммерческой концессии (франчайзинга)

 

Договор коммерческой концессии предполагает участие двух сторон. Стороны именуются правообладателем и пользователем. Правообладатель передает пользователю исключительные права (интеллектуальную собственность, товарный знак, ноу-хау и т. д.) и получает за это регулярные выплаты. Полученные права пользователь может использовать только в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Существенные условия договора франчайзинга:

1. Предмет сделки. Информация об объектах исключительных прав, которые передаются пользователю;

2. Размер вознаграждения в пользу правообладателя. Это единовременная выплата и сопутствующие регулярные платежи;

3. Условия использования исключительных прав правообладателя. В договоре нужно обговорить, в каких направления пользователь может использовать переданные ему права;

4. Условия о неразглашении конфиденциальной информации, которую пользователь получит после заключения договора;

5. Условия о соблюдении стандартов качества и предоставления услуг пользователем.

Перечисленные пункты относятся к существенным условиям договора франчайзинга, их отсутствие означает, что договор не был заключен. Договор франчайзинга заключается в простой письменной форме, несоблюдение формы влечет недействительность договора. Факт передачи права должен регистрироваться в Роспатенте. Отсутствие регистрации означает, что права переданы не были.

Остальные условия договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Договор франчайзинга может содержать дополнительные условия. Их отсутствие не влияет на юридическую силу договора, но помогает уточнить детали соглашения.

К дополнительным условиям относятся:

1. Информация о местности, на которой пользователь имеет право реализовывать полученные права;

2. Длительность сделки;

3. Условия о заключении пользователем соглашения субконцессии (передача пользователем исключительных прав в пользу вторичного правообладателя);

4. Ограничение конкуренции между сторонами договора на указанной в соглашении территории;

5. Запрет на заключение договоров с лицами, которые напрямую конкурируют с правообладателем;

6. Информация о местах, где будут размещаться коммерческие склады, здания, помещения.

Обязанности сторон договора франчайзинга

 

Статьи 1031 и 1032 ГК РФ закрепляют обязанности правообладателя и пользователя по договору коммерческой концессии. Так, в соответствии со статьей 1031 ГК РФ, в обязанности правообладателя входит:

1. Передача пользователю документации, которая необходима для реализации им коммерческой деятельности

2. Регистрация соглашения о коммерческой концессии в Роспатенте

3. Консультация пользователя

4. Контроль за работой пользователя, проверка качества товаров и услуг, которые он производит

В соответствии со статьей 1032 ГК РФ, в обязанности пользователя входит:

1. Использование исключительных прав согласно условиям договора;

2. Сохранение информации о секретах производства, ноу-хау, интеллектуальной собственности, неразглашение коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации;

3. Осуществление деятельности, опираясь на рекомендации правообладателя;

4. Контроль за качеством товаров и услуг на заявленном правообладателем уровне.

Сложности в открытии франшизы

Договор коммерческой концессии имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, пользователь получает готовую модель бизнеса и идет по протоптанной дороге, с другой – на него воздействуют ограничения и обязательства перед правообладателем.

Поговорим о сложностях открытия собственной франшизы:

1. Ограничения в свободе ведения бизнеса. Материнская компания полностью контролирует процесс реализации товаров и предоставления услуг. Пользователь не может привносить новинки в свой бизнес, т. к. должен соответствовать модели развития правообладателя. Пример: А заключил договор коммерческой концессии с Б, владельцем сети ресторанов. Теперь А может открывать рестораны Б, копировать его товарный знак и т. д. Со временем А понимает, что в меню ресторана можно внести новое блюдо, которое будет пользоваться спросом у клиентов. Но сделать этого он не может, т. к. ресторан правообладателя не добавлял это блюдо в свое меню.

2. Придется делиться прибылью с правообладателем. Если вы открываете собственный бизнес, то вся его прибыль достается вам. Договор франчайзинга предполагает выплаты пользователем вознаграждений правообладателю, поэтому сохранить всю прибыль себе не получится.

3. Пользователь должен сотрудничать с поставщиками материнской компании. Это неудобно, чаще хочется иметь дело с собственными поставщиками, с которыми выгоднее сотрудничать.

4. Сложности при выходе из бизнеса. Пользователь связан обязательствами перед правообладателем, поэтому закрыть бизнес в любой момент не получится. Предварительно потребуется удовлетворить требования материнской компании.

5. Разработка договора требует от пользователя опыта в ведении подобных переговоров. В идеале нужно разбираться в юридических тонкостях процесса, чтобы не обременить себя скрытыми обязательствами перед правообладателем.

    По бесплатному номеру
    8 (800) 775-88-40
    вы получите профессиональные ответы от опытного юриста
    на любые 5 вопросов!

    Звоните сейчас!

    Позвонить