Дополнительно

блог

Географическое указание и наименование мест происхождения товаров: отличия понятий

Закон о наименовании мест происхождения товаров был принят в 90-е годы, когда в России впервые было введено правовое регулирование в сфере патентного права. Речь идет о региональных брендах, которые должны закрепить традиционные основы народного промысла на рыночном уровне, увеличить экспорт, повысить привлекательность регионов страны для туризма. Вопреки ожиданиям государства, заявок на регистрацию поступало немного. К 2019 году было разработано новое понятие, и 27.07.20 вступил в силу закон о ГУ – защищенное географическое указание товара также призвано закрепить право на интеллектуальную собственность за производителем, при этом ожидается, что развитие российских территориальных брендов в РФ пойдет быстрее. Так, за год после нововведений, было подано 77 заявок в Роспатент. Регистрация ГУ проходит быстрее, требований к производителю меньше, а срок действия патента установлен тот же – 10 лет.

ГУ И НМПТ – основные отличия

Географическое указание и наименование мест происхождения товаров – во многом схожие понятия, их определения приводятся в ГК РФ, ст. 1516, п. 1. Охарактеризовать их можно как обозначения, отсылающие к территории, где продукт был произведен, за счет чего получил свои особые характеристики.

НМПТ и ГУ имеют несколько существенных различий:

  • Для того чтобы зарегистрировать ГУ, достаточно, чтобы как минимум один из этапов производства продукта осуществлялся на территории. Для НМПТ все круги производства должны проходить на закрепленной местности. «Дулевский Фарфор», если производитель заявляет его под этим названием, должен быть целиком отлит и расписан в Ликино-Дулево.
  • Подавая на регистрацию географического указания, заявитель доказывает, что принадлежность одной из стадий производства к территориальному объекту придает характерные качества товару, от чего зависит его репутация. Производство в границах объекта наделяет товар с НМПТ исключительными свойствами – и нигде больше в мире подобной характеристики производителю добиться было бы невозможно. Для примера: вода «Ессентуки», химический состав которой полностью зависят от влияния среды.
  • В случае с НМПТ обозначение является наименованием территории либо происходит от нее. ГУ должно быть понятным покупателю, чтобы идентифицировать товар, как изготовленный в указанной местности.
  • Право на наименование места происхождения товара закрепляется лишь за тем продуктом, который получил прежде известность в связи со своим обозначением. Иначе говоря, НМПТ – это еще и отсылка к традиционным и историческим основам производства, характерным для данной местности. Обозначение ГУ как средство индивидуализации продукта необязательно должно быть узнаваемым.

Товар с НМПТ запрещено производить в другой местности. Тяжбы вокруг права изготавливать адыгейский сыр в других областях длились несколько лет – производитель пытался доказать, что технология нарушена на самой родине продукта. Локальные предприятия отстояли свое патентное право. Отныне доля адыгейского сыра на российском рынке уменьшена, а цена товара растет, таким образом, интересы производителя защищены законодательно.

Зарегистрировать обозначение как географическое указание относительно проще, чем НМПТ, поскольку для первого установлены более мягкие критерии и уменьшен пакет документов. Таким образом, НМПТ можно условно назвать более конкретизированным видом ГУ.

Различия в регистрации ГУ и НМПТ

Охрана исключительного права на использование ГУ и НМПТ гарантирована Роспатентом. По результатам рассмотрения заявки и соблюдения всех требований, госорган выдает знак, который производитель волен использовать на упаковке, чеках, самом товаре, на рекламных щитах для актуализации своей марки.

Регистрация географического указания происходит в несколько этапов. Прежде всего, составляется заявка и оплачивается госпошлина, после прилагаются документы, подтверждающие производство продукции в указываемой местности. Для НМПТ также потребуются подтверждение, что производство товара на всех этапах осуществляется в границах географического объекта. Обретение продуктом особенностей, указанных в письме, проверяется через экспертизу, для НМПТ она расширена.

Использование наименование мест происхождения товаров должно быть закреплено за производителем, иначе ситуация обернется изъятием и уничтожением товара и судебными разбирательствами, в ходе которых правообладатель может взыскать компенсацию за потерю прибыли. Лицо, использующее идентификатор бренда без официального разрешения, несет последствия в соответствии с Гражданским Кодексом.

    По бесплатному номеру
    8 (800) 775-88-40
    вы получите профессиональные ответы от опытного юриста
    на любые 5 вопросов!

    Звоните сейчас!

    Позвонить