Контрафактная продукция в понимании большинства жителей РФ и стран СНГ четко ассоциируется с поддельной водкой, дешевыми сигаретами и отвратительными на вкус продуктами питания, произведенными чуть ли не в подвалах. На самом деле, понятие это несколько шире, чем привыкли считать люди, более того, определение контрафакта и ответственность за его распространение прописана в законодательстве едва ли не всех стран мира.
Что считается контрафактом и какие товары чаще всего подделывают
Борьба с контрафактной продукцией подразумевает не поиск некачественных товаров, несущих опасность для жизни и здоровья граждан, а выявление незаконного использования чужого бренда в неизменном виде или с некоторыми изменениями. Например, компания занимается выпуском алкогольной продукции под маркой «Медведь», при этом у производителя есть собственная запатентованная этикетка с узнаваемым дизайном, а также оформлены исключительные права на интеллектуальную собственность. Злоумышленники делают следующее:
- почти в точном виде копируют дизайн этикетки;
- незначительно меняют название (например, вместо «Медведь» пишут «Медведи» или «Медведица»);
- отправляют на рынок конечный товар, который внешне очень похож на оригинал.
Это считается контрафактом, то есть изготовление и распространение какой-либо продукции под чужим брендом (с полным копированием или незначительным изменением), но не обязательно низкого качества. При этом борьба с контрафактом начинается с момента выявления органами государственной власти нарушения чьих-то прав на интеллектуальную собственность.
Так как мошенникам выгоднее всего подделывать бренды известные и востребованные, чаще всего контрафактом оказывается:
- одежда от «модных» производителей;
- парфюмерия и косметика;
- спиртные напитки и табачные изделия;
- элитные продукты питания;
- медикаменты.
Если посмотреть на уровне международном, то одно время «отличались» китайские автопроизводители, почти в точности копировавшие дизайны популярных моделей из Европы (БМВ, Ауди и даже Роллс-Ройс).
Как бороться с контрафактом
Гарантированных способов защиты от контрафакта на сегодняшний день не существует, однако некоторые методы, в том числе правовые, облегчают выявление поддельной продукции и привлечение злоумышленников к ответственности. В первую очередь, владелец прав на бренд (наименование продукции, дизайн упаковки, технологии и рецепты, товарный знак и пр.) должен сам постоянно «мониторить» рынок и искать преступников, подделывающих его товар. Не такое и сложное дело, особенно если речь идет о чем-то популярном среди покупателей.
При установлении факта торговли контрафактом гражданин пишет заявление в полицию с просьбой:
- проверить торговую точку на предмет продажи подделок;
- пресечь правонарушение;
- привлечь виновных к ответственности.
Без заявления правоохранительные органы работать не будут, случайные проверки если и случаются, то крайне редко. Кроме того, процедура эта сравнительно сложная с юридической точки зрения, поэтому рекомендуется нанять грамотного юриста, который поможет как с составлением документов, так и с контролем деятельности правоохранителей.
В большинстве случаев есть смысл обратиться с заявлением в суд для восстановления нарушенных прав, то есть с иском о возмещении хотя бы части возможных убытков, полученных из-за действий злоумышленников, а также выплаты морального ущерба. Как правило, суммы не очень большие, но по кошельку мошенникам бьют здорово, своего рода это дополнительный способ борьбы с контрафактом – профилактическая.
Вотермарки на упаковке товара, сложные шрифты, волосяные вкрапления и прочие технические способы защиты работают сравнительно плохо. Преступники давно научились обходить подобные антиконтрафактные меры.
Виды ответственности за торговлю контрафактом
Нарушение прав на интеллектуальную собственность, в том числе распространение нематериальных ценностей, таких как музыкальные и литературные произведения, с точки зрения законодательства России – правонарушение, тяжесть наказания за которое зависит от объема нанесенного ущерба и некоторых других юридических и экономических факторов.
Первый вид ответственности за контрафакт – гражданско-правовой. Для привлечения к ней злоумышленников необходимо:
- подать иск в арбитражный суд;
- собрать пакет документов, подтверждающих исключительное право на распоряжение интеллектуальной собственностью;
- собрать доказательства нарушения прав со стороны ответчика.
Результатом становится решение суда, включающее в себя необходимость уничтожить контрафактную продукцию за счет ответчика, возместить ущерб, нанесенный истцу. При систематическом нарушении прав на интеллектуальную собственность суд может ликвидировать юридическое лицо правонарушителя или лишить его права заниматься предпринимательской деятельностью.
Уголовная ответственность предусматривается для случаев, когда общий ущерб, нанесенный потерпевшей стороне, превышает 100 тысяч рублей. Согласно ст. 147 УК РФ, максимальное наказание за это – до 2 лет лишения свободы, но если нанесен ущерб более, чем на 1 млн. руб., то до 6 лет.
Важно помнить, что главное доказательство истца в суде – наличие на руках документа, подтверждающего право на интеллектуальную собственность. Помогают в получении патентов и свидетельств, подтверждающих право владения и распоряжения, патентные бюро.