Что представляет компанию в интернете? Правильно, ее сайт! Грамотно разработанный сайт привлечет потребителя, расскажет ему о качестве Вашей работы и даст понять – Вы это тот, кто ему нужен! Но чтобы Ваш сайт нашли и запомнили, он должен иметь запоминающееся доменное имя – его адрес в безграничных просторах сети. Сделать это сегодня не просто – зарегистрированных доменных имен сегодня миллионы. Особенно же сложной эту задачу делает киберсквоттинг – о нем мы и поговорим далее.
Начнем мы с того, что это такое. Как правило, киберсквоттинг означает регистрацию лицом доменного имени исключительно с целью его в дальнейшем выгодно продать или разместить рекламу. Независимо от того, какой путь изберет злоумышленник, суть одна – он пытается извлечь выгоду из имени известного бренда, к которому он сам никого отношения не имеет. Звучит, не очень справедливо, согласитесь?
К сожалению, с точки зрения права такая деятельность не является незаконной – любой может зарегистрировать доменное имя и неважно, являются ли используемые в нем слова популярной именем, товарным знаком. Более того, часто киберсквоттеры следят за крупными именами и ждут момента, когда кто-нибудь из правообладателей забудет продлить свою регистрацию (это нужно делать каждый год). Как только правообладатель зазевался – имя регистрирует недоброжелатель, уже пишущий «предложение» выкупить его обратно. Судя по сложившейся статистике, данный бизнес актуален, популярен и сбавляет обороты неохотно.
Как можете представить, практика киберсквоттинга негативно сказывается и на общем предпринимательском климате. Пользуясь пробелом в правовом регулировании, киберсквоттеры значительно увеличивают число доменных споров, тем самым увеличивая нагрузку на судебную систему и число забот самих предпринимателей. Теперь пострадавшему лицу приходится инициировать сам спор, искать нарушителя, принимать процессуальные меры. В частности, ему приходится:
Обращаться к регистратору доменного имени – самого владельца сайта сразу он вряд ли найдет. Разумеется, и здесь все не так просто: личное обращение не даст результата, ибо регистратор обязан держать имя владельца в тайне кроме случаев, предусмотренных законом. Можно обратиться к ним через адвоката – он направит адвокатский запрос – но это не гарантирует результат. Если результата нет, остается идти в суд и вынудить регистратора раскрыть имя злоумышленника.
Озаботиться тем, чтобы кибескваттер не сбежал, продав имя кому-то другому. Да-да, такое бывает и не редко! Чтобы такого избежать, необходимо ограничить возможность совершать действия с доменным именем. Делается это, опять же, через регистратора – до суда путем направления заявления (учтите, для такого нужен зарегистрированный товарный знак) либо уже в ходе судебного процесса для обеспечения иска (учтите – срок таких ограничений ограничен, так что озаботиться их введением нужно сразу).
Четко определиться с предметом предъявляемых требований. Как правило, вариантов два – либо пытаться перехватить доменное имя, либо пытаться аннулировать его регистрацию. Второе считается менее действенным – в будущем может появиться новый киберсквоттер, который точно так же его займет. В первом же случае, если суд признает нарушение Ваших прав, у Вас появится так называемое преимущественное право регистрации доменного имени. Это означает, что в течение 30 дней после вступления судебного акта регистратор будет обязан заключить новый договор уже с Вами, устранив тем самым нарушение прав.