Россия богата на диковинки. В каждом регионе нашей необъятной Родины есть свои уникальные товары, изделия, виды промысла и достопримечательные, уникальные в своем роде нигде более не повторимые. Но, к сожалению лишь их малая доля известна широкому потребителю и многое так и остается неизведанным, незаслуженно непопулярным. Чтобы изменить такое положение дел, последние годы все активнее поднимается тема создания так называемых «региональных брендов», становящихся визитными карточками региона и вносящими значительный вклад в их экономику и культуру. О них мы сегодня и поговорим.
Что такое «региональный бренд»?
Под брендом, как правило, понимают некий комплекс оценочных суждений, создающих в сознании потребителя ассоциативную связь между продуктом/услугой и лицом, которое их предоставляет. Относительно же регионального бренда мы можем говорить об уникальном объекте интеллектуальной собственности, создающим ассоциативную связь между товаром и местом его происхождения. К таким можно отнести, например, уникальный сорт меда или особое место для отдыха туристов. Главная особенность регионального бренда – указание на регион производства, привязка к конкретной территории.
Пользу региональных брендов сложно переоценить. С одной стороны, они стимулируют продажи товаров конкретного производителя и дает ему возможность защититься от посягательств недобросовестных конкурентов. С другой – они вносят вклад в идентичность региона, позволяет широкому потребителю ознакомиться с его богатством и особенностями.
При этом в наше время уже недостаточно просто создать особый продукт, сразу брендом это его не сделает. Кроме вложения времени и сил в материальную составляющую, необходимо также озаботиться юридической стороной, оформить на него свои права.
Как оформляют региональный бренд?
На сегодняшний день существуют три способа юридически оформить собственный бренд. К ним относится регистрация Наименования места происхождения товара (НМПТ), Географического указания (ГУ) и, в отдельных случаях, товарного знака (ТЗ). Остановимся на них подробнее.
Наименование места происхождения товара представляет собой средство индивидуализации уникальных товаров, состоящее из указания на товар, его свойства, и региона, в котором осуществляется весь процесс производства. Таким образом, при прочтении НМПТ потребитель должен четко понимать, о каком товаре идет речь и откуда он возник. В случае успешной регистрации правообладатель получит исключительное право его использовать при маркировке товаров, производстве рекламы и др.
В качестве наглядного примера действующих НМПТ укажем, что ранее было зарегистрировано НМПТ №83/1 «БАШКИРСКИЙ МЕД».
Регистрация НМПТ осуществляется в Роспатенте путем подачи соответствующей заявки и уплаты гос. пошлин.
Важно! Обязательным условием регистрации НМПТ является документальное подтверждение особых свойств Вашего товара, обусловленных природными условиями или людскими факторами Вашей местности. Для этого к заявке будет необходимо приложить заключение уполномоченного гос. органа в котором описаны особые свойства товара и их взаимосвязь с условиями, характерными для Вашего региона. В зависимости от вида товара может потребоваться заключение Минздрава России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Кроме того, все этапы производства Вашего товаров должны происходить на территории, указанной в НМПТ. Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, в регистрации НМПТ откажут.
В случае, если экспертиза Роспатента не найдет оснований для отказа в регистрации, НМПТ будет внесено в государственный реестр, а правообладатель получит свидетельство о своем исключительном праве.
Очевидно, необходимость предоставить заключение об особенных свойствах товара может стать серьезным препятствием для регистрации множества НМПТ, существующая практика Роспатента это подтверждает. Ввиду этого, а также растущей потребности развития регионального бизнеса в России, была добавлена новая категория интеллектуальной собственности, имя которой – географическое указание.
Географическое указание возникло в нашей стране относительно недавно и используется для обозначения товаров, репутация, качество и свойства которого связывают с определенной местностью. Как можно заменить оно очень близко по сути своей к НМПТ, но при этом менее требовательно к заявителю. Так, ГУ можно зарегистрировать и в том случае если у Вас лишь часть производства находится в упоминаемой местности – главное, чтобы хотя бы одна из существенных его стадий происходила там.
Кроме того, здесь уже не требуется предоставить заключение гос. органа, достаточно привести доказательства его репутации и качества. Хорошим примером такого могли бы быть швейцарские часы, известные среди потребителей своим качеством и традициями производства.
Таким образом, даже если товар не обладает уникальными свойствами, но в его производстве используются особенности региона, культурный и ремесленный опыт его населяющих его народов, он может быть зарегистрирован в качестве ГУ.
Независимо от того, зарегистрируете Вы НМПТ или ГУ, важно учитывать, что другие предприниматели могут присоединиться к уже зарегистрированному объекту интеллектуальной собственности, если при этом докажут, что производят товар аналогичным способом, с аналогичными свойствами. Таким образом, Ваше право на НМПТ или ГУ не является абсолютным. Если данное обстоятельство является критичным, стоит рассмотреть возможность регистрации товарного знака.
Срок действия свидетельства на НМПТ, ГУ и товарные знаки составляет 10 лет с возможностью его дальнейшего продления.
Регистрация товарного знака возможна в случае, если бренд содержит в себе абстрактные фантазийные понятия и образы, не указывающие на товар, его свойства и место производства. В таком случае регистрация будет возможна с отнесением сведений о месте производства товаров/оказания услуг к неохраняемым элементам товарного знака. Последнее означает, что указание на место деятельности само по себе не будет иметь правовой охраны, но правовую охрану будет иметь отображение товарного знака в целом.
Хорошим примером подобного является товарный знак № 666144, зарегистрированный на имя Торгово-промышленной палаты Республики Марий-Эл:
В данном случае слова «СДЕЛАНО В МАРИЙ ЭЛ» как раз отнесены к неохраняемым элементам товарного знака.
В случае успешной регистрации товарного знака правообладатель получит уже абсолютное исключительное право на товарный знак. В случае, если другие лица пожелают его использовать, сделать это можно будет путем заключения письменного соглашения с правообладателем и его последующей регистрацией в Роспатенте.
В конечном итоге, независимо от того, каким путем был оформлен региональный бренд, это принесет пользу не только предпринимателю, но и всему региону в целом.
БЮРО «ГАЛИФАНОВ, МАЛЬКОВ И ПАРТНЕРЫ» является экспертом в области регистрации товарного знака с подтвержденным опытом и блестящей репутацией. Патентные поверенные в нашем штате обладают богатым практическим. Мы готовы помочь Вам с регистрацией товарного знака с сопровождением под ключ, включая предварительную проверку, подготовку и подачу заявки, ведение делопроизводства. Заполните форму и получите бесплатную 30-ти минутную консультацию от нашего эксперта!
