В условиях активно развивающегося рынка все большее значение приобретает франчайзинг, т.е. приобщение других предпринимателей к собственному делу в рамках общей франшизы. Это и не удивительно, ведь успешная франшиза позволяет масштабировать свой бизнес куда быстрее и эффективнее, нежели путем самостоятельного расширения.
Чтобы упростить распространение франшизы, предприниматели прибегают к так называемой упаковке франшизы – ее стандартизации и превращения самой бизнес-модели в многоразовый продукт, готовый к выпуску на рынок.
При это не нужно обманываться и считать, что франшиза предполагает только передачу прав на товарный знак и пару звонков в месяц по накопившимся вопросам – сегодня франшиза подразумевает комплексное и глубокое взаимодействие между продавцом и покупателями франшизы, разъяснение и помощь в ведении бизнес-процессов. Разумеется, все это должно быть прописано в упакованной франшизе.
Отметим, что франчайзинг подходит далеко не всем – здесь нужно учитывать множество аспектов:
- Насколько известен Ваш бренд. Будущие франчайзи надеются, что вывеска с Вашим логотипом сама по себе будет магнитом потребителей. Если же его никто не знает, шансы продать франшизу будут сильно ниже.
- Насколько понятен Ваш бизнес. Наибольший шанс на расширение имеет «стандартизированный» бизнес, не требующий от предпринимателя углубленных знаний и чрезмерных вложений, как, например, рестораны, школы и др. Если же Ваше дело уникально и понять его человеку со стороны непросто, стоит подумать о самостоятельном расширении.
- Насколько крепок Ваш бизнес. Чтобы привлечь будущих партнеров, у Вас уже должна быть четкая и надежная бизнес-модель, проверенная кризисами и временем. Чем более она регламентирована и прозрачна, тем лучше.
- Насколько Вы готовы к взаимодействию с франчайзи. Не стоит ожидать, что Ваша работа закончится с подписанием договора – нам нем ее станет только больше. Будет необходимо непрестанно вести с франчайзи диалог, подсказывать им и активно содействовать в развитии франшизы. В противном случае это не только скажется на возможной прибыли, но и причин ущерб Вашей репутации.
Как можно заметить из перечисленных пунктов, владельцу франшизы важно всегда держать в уме образ потенциальных франчайзи – как правило, это человек, не имеющий опыта ведения бизнеса (по крайней мере, в Вашей сфере) и желающего облегчить свои условия через присоединения к успешному и опытному «старшему брату». Эти люди имеют значительные (и, будем честны, не беспочвенные) опасения насчет успешности предприятия и окупаемости вложений. Посему, чем более подробна, прозрачна и понятна Ваша бизнес-модель и чем меньше начальных затрат она требует, тем больше шанс успешно масштабироваться.
Если указанное выше Вас не смутило, стоит задуматься о необходимых шагах по упаковке собственной франшизы. К таковым относят:
- Проверка собственного бизнеса, его аудит. Прежде чем превратить свою модель в продукт, ее стоит пристально изучить и выяснить, есть ли в ней уязвимые места. Никто не обрадуется тратам на неэффективную франшизу.
- Разработка концепции и модели взаимодействия. Вам предстоит решить вопрос взаимных прав и обязанностей между сторонами, контроля над использованием франшизы. Разумеется и касается и финансов – как будут расплачиваться франчайзи. Будет это паушальный взнос или выплата роялти? Будет ли оплата сразу или Вы предусмотрите своеобразный «тест-драйв»? И, самое главное, сколько должны будут заплатить за Вашу франшизу? Ставить цену наобум здесь категорически нельзя, проблем будет больше выгоды. Подходить к этому нужно осознанно, рассчитав стоимость на основе предложений конкурентов, необходимых затрат и не только. Рекомендуем в данном вопросе заручиться помощью экономится с опытом в данной сфере.
Кроме того, важно определить формат проверки и отсева потенциальных франчайзи – ее продажа каждому желающему может принести больше потерь, чем пользы.
- Юридическое оформление франшизы. К примеру, будет необходимо зарегистрировать товарный знак, а также, при наличии, используемые изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Кроме того, может понадобиться получить предусмотренную лицензию на ведение деятельности.
Что особенно важно, необходимо озаботиться полноценной разработкой договора коммерческой концессии – недостаточно просто загрузить образец из интернета и изменить пару строк. Подобное часто приводит к конфликтам и всевозможным издержкам.
Не забудьте также оформить весь пакет сопутствующих документов – регламент и инструкции, которым будет обращаться франчайзи в ходе организации бизнеса.
- Разработка схемы продвижения франшизы. Под этим следует понимать разработку непосредственного предложения, презентации франшизы и ее продвижения на рынке. Способов последнего достаточно много – создание лэндинга на сайте, контекстная реклама, посты в соц. сетях и т.д. Дополнительно мы предлагаем обратить внимание на собственных клиентов, так как они уже имеют представление о Вашей работе и расположены к Вам как к потенциальному партнеру. Попытайтесь вспомнить, спрашивал ли кто-либо из них о возможности купить франшизу.
Разумеется, все это можно сделать самостоятельно, без помощи специалистов. Здесь мы сразу скажем – будет далеко не просто. Кроме уже упомянутого, здесь сыграют и наличие у Вас опыта в открытии новых точек, и Ваша способность донести свои идеи до других, и наличие знании как выстроить эффективную бизнес-модель, и попросту наличие времени на постоянные советы и поддержку, особенно на первых порах становления франчайзи. Посему мы рекомендуем заранее озаботиться набором команды специалистов-кураторов, что будут привлекать и вести привлеченных предпринимателей.