Сегодня доменное имя является важным активом любой компании. Будучи «цифровым лицом» Вашего бренда, оно дает клиенту представление о Вас, задает нужный тон Вашим будущим переговорам, располагает к совершению покупки. Разумеется, чем ценнее становится Ваш домен, тем больше внимания он привлекает у недобросовестных конкурентов. Ответственный предприниматель сразу же задастся вопросом – как предотвратить скорые нападки? Как показывает практика, надежным подспорьем здесь является товарный знак. Поговорим о нем подробнее.
Согласно гражданскому законодательству, товарный знак служит предпринимателю средством индивидуализации его товаров и услуг. Таким образом, если Роспатент его зарегистрировал, то, с одной стороны, он признан способным выделить Ваш бренд, а с другой – он никем не занят и вызовет у потребителя ассоциации только с Вами. Если же на Ваш бренд кто-то посягнул, основой Вашей позиции станет свидетельство о регистрации товарного знака.
Как Вы наверняка уже догадались, одним из способов таких посягательств является регистрация доменного имени, сходного с товарным знаком. Таким образом можно запутать потребителя, заставить его думать, что бренд на самом деле относится к кому-то другому. И в таком случае правообладатель имеет право подать претензию нарушителю. Если должного ответа не последовало, можно обращаться в суд.
Как показывает практика, в ходе разбирательств суд проверяет наличие и степень сходства товарного знака и спорного доменного имени по тем критериям, что использует Роспатент в ходе регистрации знака. Например, будет проверено, насколько велика степень их сходства в написании, насколько велико сходство в их звучании и если она будет признана существенной, их признают сходными до степени смешения. Поскольку так нарушать права на товарный знак недопустимо, с наибольшей вероятностью возможны два варианта:
- Регистрацию доменного имени аннулируют;
- Регистрация будет осуществлена уже за правообладателем путем предоставления ему преимущественного права регистрации.
- Для нарушителя же итог один – лишиться доменного имени, нести финансовые потери и спешно переносить свой сайт на новый адрес.
Разумеется, правообладатель, зарегистрировав свой знак, не может сидеть на месте – нарушители не дремлют и сходные домены возникают регулярно. Более того, практика судов показывает, что их число неуклонно растет. Ввиду этого ответственному предпринимателю необходимо держать в уме три вещи:
Мониторинг сети Интернет. Поскольку риск возникновения сходных доменов высок, необходимо регулярно проверять наличие спорных доменов. Чем раньше они будут выявлены, тем меньше будут Ваши финансовые и репутационные потери.
Работа с регистраторами доменных имен. Правообладателю рекомендуется заранее разобраться, к кому, куда и в какой форме следует обращаться. Дело в том, что имя владельца сайта регистратор раскрывает редко и неохотно, вынуждая правообладателя даже обращаться за этим в суд. Уже в суде регистратор будет вынужден выдать нарушителя.
Знание процесса и необходимых доказательств. Правообладателю рекомендуется разобраться в том, какие доказательства могут потребоваться для доказывания нарушения. Например, таковым доказательством может послужить заверение нотариусом спорной страницы сайта. Малому бизнесу надлежит также уделить особое внимание тому, как долго может длиться судебное разбирательство и насколько затратным оно может оказаться.