Директор компании выполняет множество важных задач. Он принимает судьбоносные для фирмы решения, следит за эффективностью ее работы, является ее лицом перед клиентами и конкурентами. Всем нам хочется, чтобы данный человек исполнял свою работу безупречно, но, к сожалению, иногда его решения приносят компании больше вреда, чем пользы. Если это Ваш случай и Вы хотите привлечь нерадивого директора к ответу, предлагаем ознакомиться с данной статьей.
Итак, чтобы привлечь директора к ответственности, Ваша позиция должна включать три необходимых составляющих:
- Доказательство факта несения убытков и их размер.
- Причины убытков могут быть самые разные, как заключение убыточных сделок (даже если они были согласованы участниками юр. лица), заключение фиктивных сделок, заключение сделок без проведения due diligence, продажа активов без согласия участников или даже неуплата полагающихся налогов, начисление штрафов. Перечень здесь открыт.
- Определить размер будет уже сложнее – здесь потребуется проведение анализа финансовой отчетности, заключенных договоров и их исполнения и не только.
Вина директора в возникновении убытков.
Как правило, здесь идет речь о его недобросовестности или неразумности. Под первым имеется ввиду сокрытие документации, совершение сделок без ведома участников, начисление себе премии без их ведома и др. Под вторым следует понимать его халатность, будь то принятие решений без осведомления с необходимой информацией, игнорирование предусмотренного порядка согласования решений и не только.
При определении вины директора важно учитывать, являлось ли это лишь связующим звеном целой цепочки мероприятий, в конечном итоге приводящих к значительной прибыли в кампании. Если это так и директор сможет это доказать, к ответственности его уже не привлекут.
Причинно-следственная связь между виной директора и возникновением убытком.
Здесь Вам помогут разнообразные свидетельства того, плачевная ситуация возникла вследствие распоряжения директора, будь то документы, показания свидетелей и др.
Если все три пункта Вы проверили и не передумали привлекать директора к ответственности, Вам надлежит выполнить следующий порядок действий:
- Обратиться к директору с претензией.
Прежде чем обращаться в суд, сперва Вам надлежит обратиться к самому директору. В ней надлежит указать все то, что указывает на три пункта выше, правовое обоснование Ваших требований, а также требуемую сумму компенсации и срок для ответа. Если директор вину не признает или игнорирует претензию, можно обращаться в суд.
- Обратиться в суд с исковым заявлением.
Для начала определимся, кто в самой компании может подать иск против ее директора:
- Учредители общества, его участники и акционеры;
- Члены органов управления организации;
- Управляющая компания в случае группы компаний.
Важно учитывать, что хотя истцом будет одно из вышеуказанных лиц, выгодоприобретателем будем именно компания, они лишь выполняют роль истца.
Подать иск они могут в течение стандартного срока по ГК РФ, то есть три года. При этом стоит отметить, что отчет здесь идет не с момента самого нарушения, но с момента, когда о нем стало известно.
Сам же процесс здесь будет несколько отличаться от стандартного. Дело в том, что он не может игнорировать процесс и если, например, он откажется от дачи пояснений, суд может счесть это признаком недобросовестности и обязать его доказывать свою невиновность. Добросовестность его действий в этом случае презюмироваться не будет.