Если Вы предприниматель с многолетним стажем и имеете на руках преуспевающий бизнес, то Вам наверняка уже приходила мысль расширяться. Если все так, то сейчас Вы наверняка находитесь на перепутье между тем, чтобы расширяться самостоятельно и тем, чтобы расширяться за счет партнеров в рамках общей франшизы. Спешим уверить, что на сегодняшний день франшиза уже зарекомендовала себя как эффективный инструмент масштабирования бизнеса, главное здесь – правильная подготовка. О чем именно идет речь, расскажем далее.
Первое, что стоит сделать будущему франчайзеру, это оценить пригодность бизнеса для создания франшизы. Как правило, пригодный бизнес обладает несколькими признаками, как:
- Достаточная продолжительность жизни. Один из лучших показателей успешного бизнеса остается неизменным – время. Так, хорошим сигналом к подготовке франшизы является его существование три и более лет.
- Проработанная бизнес-модель. Хороший бизнес отлажен в своих процессах, подробно регламентирован и прозрачен даже для взгляда со стороны. Если в Вашем случае этого не хватает, сперва стоит задуматься об аудите и работе над ошибками.
- Простота и доступность. Как правило, наиболее успешными франшизами оказывается сфера услуг, направленная на широкого потребителя, будь то кафе, гостиницы и др. Они, с одной стороны, могут иметь простую и броскую изюминку, привлекающую потребителя, а с другой – простоту процессов, в которых сможет разобраться даже новичок.
- Независимость бизнеса от личности и качеств отдельных индивидов. Если бизнес существует преимущественно (или даже исключительно) за счет редких компетенций предпринимателя или накопленных им связей, зачастую он непригоден для франшизы.
Отдельно отметим наличие опыта в открытии новых точек – он особенно желателен, ибо по нему становятся видны проблемные моменты бизнеса, его сильные и слабые стороны. Если Вы сомневаетесь в целесообразности открытия франшизы, возможно, в качестве пробы стоит попытаться самостоятельно открыть новую точку в пределах своего города.
Если Ваше дело соответствует критериям, пора думать о будущих шагах на пути к франшизе. К ним можно отнести:
- Юридическая подготовка. Краеугольным камнем оформления франшизы является наличие связанной с ней интеллектуальной собственности. Как минимум, это товарный знак, но также сюда могут входить различные изобретения и иные патенты, ноу-хау, необходимые для работы лицензии. Итоговый состав здесь сугубо индивидуален.
Разумеется, Вам не обойтись без договора. Имея зарегистрированный в Роспатенте товарный знак (как минимум), Вы стоит заняться оформлением договора коммерческой концессии (именно договора франшизы в российском праве нет). Причем заняться нужно ответственно, основывать его на образцах из интернета мы категорически не рекомендуем. Дело в том, что данный договор будет регламентировать Ваши отношения с франчайзи от и до и использование шаблонных договоров в конечном итоге приведет к множеству споров и потерь.
Взять, к примеру, оплату – будет это паушальный взнос (разовая оплата) или роялти (регулярные платежи)? Как размер должен быть у платежа? Будут ли предусмотрены скидки при каких-либо условиях? Все это нельзя брать с потолка, этому должна предшествовать тщательная подготовка, расчеты и анализ предложений рынка.
- Организационная подготовка. Не думайте, что на продаже франшизы «сложная» часть Вашей работы закончится. Напротив – ее может стать больше и намного, все зависит от опытности Вашего франчайзи. Чтобы Ваше расширение происходило максимально гладко, необходимо озаботиться наймом дополнительных специалистов, главной задачей будет непосредственно продажа Вашей франшизы и работа с уже возникшими франчайзи.
Кроме того, надлежит сделать Вашу франшизу максимально наглядной, доступной для понимания и Вашим менеджерам, и будущим партнерам. Для этого надлежит подготовить презентацию франшизы, Ваш брендбук (своеобразная инструкция по работе с товарным знаком) и бизнесбук (набор стандартов, регламентов, инструкций и др., подробно объясняющих правила работы, необходимые шаги и ограничения). Содержание последнего также может быть максимально широким, вплоть до того, как должен выглядеть обслуживающий персонал.
- Маркетинговое планирование. Надлежит заранее стратегию продаж – как будет привлекаться будущий франчайзи, через что или кого он узнает о Вашем бизнесе. Вариантов здесь великое множество, начиная со стандартных идей вроде лендинга сайта и таргетированной рекламы, и заканчивая индивидуальными, вроде участия на тематических выставках и общественных мероприятиях, обращения к собственным клиентам. Не бойтесь предлагать Вашу франшизу постоянным клиентам – они уже знакомы с Вами, имеют представление о Вашем товаре/услуге и имеют достаточной высокий уровень доверия.
Кроме того, необходимость провести доскональный анализ рынка и определить, какие преимущества имеете Вы по сравнению с конкурентами, какие регионы являются для Вас наиболее привлекательными. Стоит отметить, даже если Ваше дело не обладает своей уникальной чертой, оно все еще не лишено возможных преимуществ – к примеру, его отличительной чертой может стать особый уровень поддержки франчайзи, оказание им дополнительных услуг.