Дополнительно

Права потребителей в цифровой среде: какие правила защиты действуют при онлайн-покупках и электронной коммерции

Онлайн-торговля, начиная с эпидемии коронавируса, демонстрирует активный рост и не думает останавливаться даже в условиях ухода западных брендов. Уверены, у каждого в окружении есть хотя бы один знакомый, кто хоть раз покупал товары через интернет. Но вместе с ростом онлайн-торговли растет и важность правильного подхода к совершению покупки, пониманию своих прав и необходимых мер предосторожностей. Ввиду этого предлагаем Вам вместе с нами вспомнить, на что стоит обращать внимание в ходе онлайн-шоппинга.

Прежде всего, перед покупкой настоятельно рекомендуем ознакомиться с информацией о продавце. Независимо от того, где он продает товары (свой сайт, группа в соц. сетях или на маркетплейсе), Вам должны быть доступны сведения:

  • Наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя, их реквизиты, место нахождения, контакты и др.;
  • Информация об условиях продажи товара, его оплаты, доставки и др. Это может быть оформлено в рамках публичной оферты;
  • Условия обработки продавцом собранных в ходе продажи персональных данных. Это может быть оформлено, например, политикой конфиденциальности.

Если этих сведений онлайн-магазин не содержит, следует серьезно задуматься о целесообразности покупки.

Что касается самого товара, советуем присмотреться к его «карточке» (т.е. описываемым характеристикам, качестве, комплектации, фотографиям и изображениям, месте изготовления и др.). Случаи, когда товар не соответствует собственному описанию, все еще не редкость. Если это случилось с Вами – знайте, Вы можете вернуть товар даже надлежащего качества без указания «уважительных» причин (включая технически сложные товары) в течение семи дней после его получения. Исключением здесь являются индивидуальные товары, которые предусматривают использование исключительно покупателем (например, одежда по индивидуальным меркам).

Если же желание отказаться от товара у Вас возникло и до получения товара, Вы можете отказаться от него в любой момент до его получения, даже если курьер уже стоит у Вашей двери. Если Вы уже успели оплатить товар, средства должны вернуться к Вам за вычетом стоимости отправки товара обратно к продавцу.

Теперь стоит упомянуть бракованный товар – что делать, если в покупке обнаружился дефект? Прежде всего нужно знать, на что потребитель вправе рассчитывать:

  •  Замена товара на аналогичный (с перерасчетом или без);
  • Уменьшение цены товара;
  • Безвозмездное устранение недостатков;
  • Возврат уплаченной суммы. Дефективный товар можно будет отправить продавцу за его счет.

Следующим нужно обратить внимание на то, действует ли на товар гарантия. Если она есть, достаточно обратиться к продавцу по указанному адресу с соответствующей претензией. Если гарантия уже не действует, покупателю дополнительно придется доказать, что дефект возник не по его вине.

Если не идет на встречу, Вы имеете право обратиться в местное управление Роспотребнадзора или суд. Тогда продавцу, кроме Вас, придется отвечать еще перед государством и платить предусмотренные штрафы. Вариантов гл. 14 КоАП предусматривает множество, включая отказ в рассмотрении претензии – от 100 до 300 тыс. рублей для юридических лиц. Если же обнаружится, что продавец подделал сертификаты качества товара, ему будет грозить и уголовная ответственность по ст. 238 УК РФ.

Что же касается продавцом, им мы рекомендуем расписать максимально подробно не только товары, но и сам процесс покупки– условия его оплаты, доставки, гарантии, возврат и др. Зачастую предприниматели, игнорирующие данный момент, заранее ставят себя в невыгодное положение.

    По бесплатному номеру
    8 (800) 775-88-40
    вы получите профессиональные ответы от опытного юриста
    на любые 5 вопросов!

    Звоните сейчас!

    Позвонить