Актуальный вопрос, как зарегистрировать свой бренд, интересует многих, кто реализует свои идеи в бизнесе, связанном с созданием уникальных моделей одежды. В действительности, когда оригинальные дизайнерские решения подвергаются постоянному риску незаконного копирования, важно своевременно зарегистрировать свой товарный знак. Начинать создание бренда одежды с нуля целесообразно с правовой защиты авторской собственности.
Какие преимущества появляются при регистрации своего логотипа
С юридической точки зрения бренд, он же товарный знак, представляет собой главный объект интеллектуальной собственности организации или индивидуальных предпринимателей, которые изготавливают предметы одежды. Функциональное назначение зарегистрированного логотипа:
1. Освещение потребителей о производителе и названии его марки.
2. Создание бизнес-имиджа оригинального знака и работа над его управлением.
3. Индивидуализация бренда и выделение его среди прочих производителей, товаров, линеек одежды.
4. Защита производимых изделий. Ежегодный объем контрафактной продукции в мире огромен, его суммарная стоимость превышает 450 млрд долларов. Неправомерное использование чужих логотипов снижает продажи правообладателя и наносит урон репутации владельцам товарных знаков. В случае когда бренд имеет правовую охрану, пройдя полную процедуру регистрации, правообладатель имеет законное право привлечь нарушителей к юридической ответственности. Защита прав бренда осуществляется согласно закону о товарных знаках (глава 76 ГК РФ).
5. Регулирование лицензионной деятельности – использование дополнительной выгоды при франшизе или продаже (уступке) прав на использование фирменного наименования.
Зарегистрировав свой знак и открывая собственное дело по производству бренда одежды с нуля, производитель может быть уверен, что объект его интеллектуальной собственности охраняется законом.
Разновидности товарных знаков
Различные объекты могут выступать как товарные знаки и приносить материальную прибыль владельцам. Законодательство выделяет традиционные виды товарных марок, но никто не запрещает регистрировать и нестандартные обозначения:
1. Словесные – самые распространенные из товарных знаков, их объем составляет 80% от всего существующего многообразия брендов. Представляет исключительно шрифтовую композицию, позиционирующую отдельные буквы, буквосочетания, либо объединенную в аббревиатуры, слова, словосочетания, предложения или комплекс из них.
Например:
2. Изобразительные – представляют собой картинку без текста.
Как пример, изображение знаменитого яблока.
3. Комбинированные – логотипы, состоящие из разных типов обозначений. Включают: словесные, изобразительные, объемные и прочие составляющие. Можно обратить внимание на логотип «Disney»
4. Объемные – фигуры в объемной интерпретации, трехмерные объекты, различные элементы, расположенные не на плоскости, а в пространстве. Они могут представлять, форму товара, его упаковки, могут иметь иное значение.
5. Звуковые – любые звуковые имитации, инструментальные фразы, звуковые заставки.
6. Вкусовые – оформляются в виде описания вкусовых качеств.
7. Обонятельные – регистрируют, как правило, парфюмерные компании, в виде ароматов, арома-подписи.
Создавать свои авторские изделия, чтобы они стали товаром на международном рынке без регистрации фирменной маркировки, не представляется возможным.
Как зарегистрировать бренд и стать достойным конкурентом на мировом рынке
Первое незыблемое условие для регистрации собственного бренда: товарный знак подлежит регистрации юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями. Второе важное условие – марка компании должна быть уникальной. Стоит помнить о том, что защита логотипа осуществляется только на территории той страны, где он был зарегистрирован.
Для прохождения процедуры следует уплатить пошлину и подать заявку на рассмотрение в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС). Этот орган находится в ведомстве Роспатента. Подавая документы необходимо указать классы МКТУ (Международной классификации товаров и услуг).
Зачем регистрировать товарный знак на одежду?
Одежда относится к группе товаров, требующих для продвижения неординарного дизайна и налаженной технологии производства. Новаторские конструктивные решения и их техническое воплощение, опережающее конкурентов – трудоемкий процесс, прохождение которого нуждается в правовой защите. Помимо получения исключительных охраняемых прав, регистрация товарного знака дает возможность производителю одежды:
- защитить продукцию от подделок и подражания в результате недобросовестной конкуренции и нежелания конкурентов вложения трудозатрат для создания собственного бренда;
- повысить объемы реализации вследствие привлечения новых покупателей, приравнивающих патентные права к показателю качества;
- контролировать импорт и экспорт товарной группы путем добавления в специальный Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Наличие зарегистрированного бренда влияет на имидж компании и увеличивает ее активы, расширяя круг потенциальных покупателей и инвесторов. Образцы изделий, дизайнерские и творческие решения плавно переходят из разряда «ширпотреба» в категорию «индпошива», повышая престиж хозяйствующего субъекта. Это касается как старожилов моды с мировым именем, так и новичков для закрепления отношений с потребителями и занятия прочной «ниши» в сфере модельеров одежды. Приобретение люксовых брендов дает покупателю своеобразное самовыражение, свидетельствующее об особом социальном статусе и приносящее производителю дополнительный доход в прямом и переносном смысле слова.
Что сделать до регистрации бренда одежды?
Перед обращением в патентное ведомство соискатель должен выбрать значимые критерии, которые важно защитить. Это могут быть название, логотип либо комбинированный вариант, включающий иллюстрированное изображение в сочетании с текстом. До подачи документов нужно:
- выбрать классы бренда по классификатору МКТУ, актуальные для готовых изделий, используемых материалов для производства продукции, а также позволяющие беспрепятственно рекламировать одежду;
- проверить уникальность с целью удостоверения, что данный бренд не зарегистрирован предшественниками;
- сравнить используемые словосочетания и термины с запрещенными гражданским законодательством элементами (ст.1483 ГК РФ) и устранить недопустимую символику.
Разрабатывая бренд для одежды, важно не ограничить пути развития бизнеса. Например, указание на конкретные товары определенного ассортимента, создаст проблемы фирме, решившей впоследствии расширить рамки реализации, увеличить товарную номенклатуру и ввести дополнительные сопутствующие услуги.
Что важно учесть в нейминге бренда одежды?
При выборе бренда необходимо сначала выделить целевую аудиторию, а затем подобрать запоминающийся нейминг, соблюдая интересы избранников. Например, название «Антошка» или «Мини мистер» подойдет для детской одежды, «Пелена» для нижнего белья, а «Богатырь» для лиц, имеющих габариты гораздо выше стандарта. Подбирая текстовое содержание, следует учитывать запреты и ограничения на:
- использование имен без согласия владельцев;
- географическую территорию без привязки к традиционным народным промыслам;
- нецензурную или оскорбляющую слух отдельных лиц лексику.
Нельзя использовать в качестве бренда общепринятую терминологию, в частности, удобные брюки, теплые кофты и так далее. Также запрещены для регистрации торговые марки, конкретно указывающие реализуемую продукцию без обобщения по товарной группе (купальники, сапоги, блузки и тому подобное).
Этапы регистрации бренда одежды
Перед регистрацией субъект хозяйствования должен выбрать самостоятельное прохождение процесса или при помощи патентных поверенных. Оформление включает следующие этапы:
- заполнение и подачу заявления унифицированной формы с подробным описанием средства индивидуализации;
- оплату госпошлины за регистрационные действия размером в зависимости от количества выбранных классов согласно классификатору МКТУ;
- проведение экспертизы на тождественность, проверку схожих логотипов среди швейных производств, занимающихся индивидуальным пошивом ателье и предприятий розничной сети;
- получение свидетельства в случае положительного решения Роспатента, подтверждающего неповторимость бренда и гарантирующего правовую защиту владельцу.
В процессе рассмотрения заявки у представителей патентного ведомства могут возникнуть вопросы как по формальной стороне, касающиеся особенностей заполнения, так и по существу, например, при выявлении схожести с уже зарегистрированными знаками.
Образцы зарегистрированных в России брендов одежды
Субъекты предпринимательства при регистрации брендов зачастую используют имена авторов дизайна, модельеров или название фирмы, раскручиваемой одновременно с ростом узнаваемости обозначения. Образцы действующих товарных знаков, закрепленных за правообладателями – акционерными компаниями и физическими лицами с предпринимательским статусом:
- Пеплос – принадлежащий компании бренд с одноименным названием ЗАО «Пеплос»;
- Гулливер – демонстрирующий одежду больших размеров знак, полученный ЗАО «ХК «Абсолют»;
- Глориа Джинс – торговая марка, рекламирующая джинсовые изделия, реализуемые ИП Мельниковым В.В.
Для нетривиальной одежды в уличном стиле используются фантазийные логотипы, бросающиеся в глаза и обладающие быстрой запоминаемостью, а для лиц, претендующих на привилегированное положение – производные от слова «элита», удовлетворяющие тщеславию потребителей. Товарный знак в идеальном варианте выполняет две функции – рекламирует изготовителя и его официального дилера, а также служит внешним атрибутом для самовыражения потребителя. Ряд аксессуаров привлекает внимание и приобретается благодаря раскрученному знаку отличия, пользующемуся популярностью среди целевой аудитории.
Что делать, если пришел отказ?
С отклонением самостоятельно составленной заявки при первичной подаче сталкиваются порядка трети заявителей. Если отказ предварительный, то хозяйствующему субъекту необходимо устранить указанные недостатки или аргументировать занятую позицию, а затем обратиться в патентное ведомство повторно в течение полугода. Среди наиболее частых причин отклонений является схожесть с зарегистрированными ранее правами, при указании которой рекомендуется:
- акцентировать внимание на отличиях по товарным группам одежды, используемым материальным ресурсам и составляющим для пошива от числящихся аналогов;
- предоставить согласие от владельцев в письменной форме, с которыми Роспатент выявил чрезмерное сходство;
- выступить инициатором аннулирования неиспользуемых знаков отличия конкурентами на протяжении предшествующего трехлетнего периода.
Для минимизации неудачи целесообразно заручиться поддержкой патентных поверенных, следящих за законодательными нововведениями и имеющих опыт выигрышей процессов в судебной инстанции по интеллектуальным правам. Эксперты проведут проверку по базам данных, проинформируют клиента о согласии или несогласии с выводами Роспатента и при необходимости подготовят документацию и представят интересы заявителя в суде.