Дополнительно

Налоговый учет нематериальных активов

В наш век высоких технологий нематериальное имущество, будь это знания, программы или обозначения, имеют не меньшую значимость, чем активы материальные. Регистрация или покупка нематериального актива (далее – НМА) в последующем защищает ваше имущество от посягательств конкурентов, способствует развитию предприятия и даже может стать самостоятельным источником дохода. Но после обретения столь ценного актива настает вопрос: как же произвести его учет, а также правильно оформить в глазах государства?

Согласно положениям закона, НМА представляет собой результат интеллектуальной деятельности и собственник обладает в отношении него исключительными правами. Данная собственность должна иметь срок использования на предприятии больше года и приносить ему экономическую выгоду. Перечень данных объектов приведен в ст. 1225 Гражданского кодекса и является закрытым.

При постановке НМА на учет необходимо определить его первоначальную стоимость. Первоначальная стоимость представляет собой фактическую стоимость актива на момент его постановки на баланс предприятия. Для налогового учета оценка первоначальной стоимости производится аналогично бухгалтерскому учету.

Так, если актив создан, зарегистрирован своими силами, то его первоначальная стоимость состоит из следующих видов расходов:

– Материальные (на создание актива);

– Трудовые (зарплата и начисления разработчикам);

– Прочие (оплата государственных пошлин, консультационные затраты и т.д.).

Если он куплен, то первоначальная стоимость рассчитывается исходя из расходов на его приобретение (например, цена договора отчуждения прав).

Важно помнить, что в налоговом учете первоначальная стоимость НМА в последующем не изменяется.

Если же НМА получен в результате дарения, то первоначальная стоимость определяется как указанная в передаточных документах справедливая стоимость актива. При этом в целях учета амортизации первоначальная оценка в данном случае не производится, а его стоимость отражается во внереализационных доходах.

Необходимо учитывать, что налоговый учет предусматривает указание минимальной стоимости актива для его отнесения к амортизируемому имуществу. При этом под амортизацией понимается постепенное снижение стоимости актива в процессе его использования на производстве.

В самом деле, НМА, несмотря на свою природу, тоже подвержен амортизации. Например, товарный знак имеет подвержен амортизации в период действия свидетельства о праве на него. В отличие от бухгалтерского учета, налоговый учет предусматривает только линейный и нелинейный способы начисления амортизации.

Условия амортизационного учета НМА

 

Законом предусмотрены условия амортизационного учета НМА:

1. Наличие прав собственности на НМА, нахождение в оперативном управлении или хозяйственном ведении предприятия;

2. Его использование для извлечения выгоды;

3. Срок использования составляет более 12 месяцев. Если срок использования объекта составляет менее данного срока, то к НМА его не относят;

4. Первоначальная стоимость НМА составляет более ста тысяч рублей.

Если для актива установлен неопределенный срок использования, амортизация к нему не применяется.

Наконец, когда НМА будет более не способен приносить экономическую выгоду, организация должна определить его остаточную стоимость (в случае, если актив амортизируемый) и списать с налогового учета. Нужно учитывать, что под остаточной стоимостью принято понимать разницу между первоначальной стоимостью актива и суммой амортизации, начисленной за период его эксплуатации.

Причины для списания актива могут быть самые разные:

– Окончание срока действия права на актив;

– Моральный износ актива;

– Отчуждение актива в пользу другого лица;

– Прекращение деятельности организации-правообладателя и др.

Для списания данного актива с налогового учета необходимо вынести подписанные руководителем организации акт и приказ на списание с указанием конкретной причины.