Дополнительно

Признаки недобросовестной конкуренции: за что штрафует ФАС

С 2016 года действует, так называемый, четвертый антимонопольный пакет (ФЗ №275), который разделил составы недобросовестной конкуренции по отдельным статьям, детально прописал ее формы и увеличил размер административных штрафов.

Многие специалисты отмечают, что положения данного пакета позволяют более точно определять границы дозволенного и запрещенного в вопросах конкуренции товаров и услуг на рынке.

Так, закон называет семь форм недобросовестной конкуренции, при обнаружении любой из них ФАС уполномочен привлечь нарушителя к ответственности по КоАП РФ:

1. Дискредитация;

2. Введение в заблуждение;

3. Некорректное сравнение;

4. Приобретение и применение исключительного права на средства индивидуализации;

5. Неправомерное использование РИД;

6. Смешение продукции;

7. Неправомерное получение, использование или обнародование сведений, являющихся коммерческой тайной.

Ниже разберем более детально некоторые ключевые из перечисленных форм. Но данный список остается открытым, а это значит, ФАС может привлечь к ФАС может привлечь к ответственности и защитить от недобросовестной конкуренции.

Что такое дискредитация

 

Данный термин является новым для антимонопольного законодательства, под ним понимают распространение среди потребителей заведомо ложной или неточной информации, которая может принести урон деловой репутации или причинить реальные убытки компании. В судебной практике и раньше довольно часто использовался данный термин для обозначения действий, направленных на распространение ложной информации, однако законодательно он не был закреплен.

Дискредитация может касаться:

1. Качества продукции конкурента, ее свойств и основных характеристик, износостойкости, экологичности, способов, методов и условий ее производства, сырья используемого в производстве;

2. Количества продукции, наличия его на рынке, фактического спроса потребителей на такой товар;

3. Цены товара и иных существенных условий, при которых конкурент реализует продукцию.

Данный перечень также оставлен законодателем открытым, то есть дискредитация может быть направлена на иные стороны деловой репутации добросовестного производителя.

Чем дискредитация отличается от введения в заблуждение

Создание заблуждения клиента имеет принципиальное различие от дискредитации в том, что касается собственной продукции производителя. То есть дискредитируя, недобросовестный конкурент стремится опорочить репутацию добросовестного производителя, снизить потребительский интерес и спрос на его продукцию. А вводя в заблуждение, нарушитель с помощью ложной информации пытается повысить спрос на собственный товар, улучшить свою деловую репутацию в глазах покупателей.

Что такое некорректное сравнение и создание смешения

 

Некорректное сравнение продукции также является новым понятием для антимонопольного закона. Заключается оно в запрете проведения сравнения с конкурентом или его продукцией, используя эпитеты «самый лучший», «первый», «номер один на рынке», «чемпион среди конкурентов» и т.п., при этом без прямого указания на критерии сравнения и без объективного подтверждения таких выводов. Если:

1. Сравнительная характеристика товаров выставляет конкурента перед потребителями в негативном свете, умаляет его достоинства;

2. При этом не подтверждена никакими фактами;

3. А рекламодателем не представлены критерии и параметры сравнения и оценки.

То такие выводы должны быть признаны ФАС нарушением антимонопольного закона.

Создание смешения является неправомерной деятельностью, направленной на запутывание потребителя относительно происхождения и производителя товара. Чаще всего в данном случае речь идет о незаконном использовании схожего/тождественного торгового обозначения, товарного знака.

Неправомерное смешение происходит, когда:

1. Одно фирменное обозначение потребитель принимает за другое, наиболее популярное на рынке;

2. Потребитель различает фирменные обозначения, но полагает, что оба они принадлежат одному производителю / бренду.

Смешение может быть признано правонарушением, даже когда противопоставляемые товары относятся к разным классам МКТУ, но при этом имеют общую целевую аудиторию потребителей, общие условия сбыта (например, марка пива и марка снеков, закусок к пиву; торговое обозначение средств для укладки волос и фирменное наименование парикмахерской).

Дезорганизация деятельности конкурента

Интересное дополнение перечня возможных форм недобросовестной конкуренции, которое, однако, пока не нашло законодательного закрепления. Бизнес-сообщество предлагало включить в закон еще один пункт – недобросовестное переманивание ценных сотрудников, что также можно расценивать как подрыв успешной коммерческой деятельности конкурента.

Законодатель отклонил это предложение, сославшись на свободу труда и места работы в РФ. Однако открытый перечень форм позволяет и сейчас переманивание кадров в другую компанию оспаривать как акт дезорганизации деятельности конкурента. Вероятно, что ФАС встанет на сторону добросовестной компании, исходя из конкретных обстоятельств дела.

БЮРО «ГАЛИФАНОВ, МАЛЬКОВ И ПАРТНЕРЫ» является экспертами по защите интересов в Федеральной Антимонопольной Службе с блестящей репутацией. Мы заботимся о наших клиентах, стараемся оказывать максимальную поддержку и помощь. Заполните форму и получите 30 минут консультации эксперта по правовой позиции и подготовке грамотной доказательственной базы для обращения в ФАС!

    По бесплатному номеру
    8 (800) 775-88-40
    вы получите профессиональные ответы от опытного юриста
    на любые 5 вопросов!

    Звоните сейчас!

    Позвонить