Дополнительно

Механизм защиты исключительного права на товарный знак

Товарный знак, будучи средством индивидуализации компании и выпускаемой ей продукции, нуждается в правовой защите. Дело в том, что если кто-то захочет воспользоваться чужим ТЗ, то неминуемо нанесет ущерб потерпевшей стороне, отберет часть возможной прибыли, в некоторых случаях может испортить репутацию правообладателя того или иного логотипа, текстового материала и пр. Патентная экспертиза нарушения исключительных прав может решить все эти проблемы, но для реализации любого защитного механизма товарный знак обязательно должен быть официально зарегистрирован в ФИПС!

Как зарегистрировать товарный знак

Процедура простая, но свои подводные камни есть. Перед регистрацией ТЗ предприниматель должен проверить макет своего логотипа по нескольким критериям, предусмотренным Гражданским Кодексом, таким как информативность, новизна (или уникальность, большой разницы нет), оригинальность. То есть регистрируемый ТЗ должен быть:

  • уникальным, никем и никогда ранее не защищенный;
  • понятным потребителю;
  • не содержащим запрещенной символики;
  • не содержащим государственные символы, в том числе органов власти.

Кроме того, товарный знак не должен содержать в качестве основной информации то, что является общеупотребимым, например, народную поговорку и пр.

После проверки макета ТЗ на соответствие законодательным критериям, предприниматель подает заявку в Роспатент с приложением заявления о регистрации товарного знака, квитанции об оплате госпошлины с актуальной датой, изображение логотипа, его описание. Комиссия ФИПС проводит экспертизу, проверяет правильность документов, изучает уникальность представленного изображения. Если все в порядке, то наступает действие исключительного права на товарный знак – его владелец получает свидетельство о регистрации и возможность использовать его в своих целях (только в рамках производства товаров и оказания услуг в тех сферах, которые были указаны при регистрации, или предоставление его «в аренду» по договору) и, главное, может защитить его в суде от неправомерного использования.

Основные механизмы защиты ТЗ

Для начала нужно разобраться с тем, что следует понимать под нарушением исключительных интеллектуальных прав на ТЗ. В первую очередь, это размещение чужого изображения, зарегистрированного в Роспатенте, на своей продукции. Например, предприниматель налаживает выпуск товара, например, печенья, берет в интернете первое попавшееся понравившееся ему изображение, и размещает его на упаковках с продукцией. Так как взятый им товарный знак защищен законом, то использовать его без согласования с обладателем исключительного права нельзя, следовательно, эти действия подпадают под ответственность.

Тем более ответственность наступает, если недобросовестная компания осознанно берет чужой ТЗ, и использует его не только для индивидуализации своей продукции, но и для порчи репутации своего конкурента. Например, налаживается производство того же печенья, но очень низкого качества, возможно, опасного для здоровья потребителей. Использование чужого ТЗ в этом случае бросает тень на его законного обладателя, а это не только большие убытки, но и ущерб доброму имени.

Если выявляется нарушение исключительных прав на товарный знак, предприниматели, как правило, стараются урегулировать проблему мирным путем – переговорами с досудебным требованием отказаться от использования чужого ТЗ с уничтожением продукции, выпущенной под ним. К сожалению, успеха этого чаще всего не приносит, особенно если нарушитель проживает и ведет свою деятельность в другой стране, так что приходится переходить к мерам более жестким и действенным – судебным разбирательствам.

Собственно, почему особые проблемы возникают, если нарушитель из другого государства – товарный знак чаще всего регистрируется только на территории одной страны, и если права нарушаются, например, в США, то автоматической защиты не будет, а судиться в такой ситуации очень непросто.

В соответствии со статьей 1252 ГК РФ, предусмотрены следующие меры судебной и внесудебной защиты исключительного права на товарный знак:

  • прекращение деятельности под чужим ТЗ (об этом уже говорилось выше);
  • заявление о признании исключительных прав (делается через экспертизу в Роспатенте, требуется в том случае, когда сам нарушитель или третье лицо не признают права на товарный знак у его законного обладателя).

В случае передачи дела в суд, истец, то есть тот, чьи права были нарушены, может потребовать прекратить незаконную деятельность, изъять и уничтожить партии товара, при производстве и реализации которых использовался чужой товарный знак, уничтожить собственность с ТЗ, и, главное, возместить убытки, причиненные противоправными действия ответчика.

В большинстве случаев суд встает на сторону истца, дело решается в его пользу, но только в том случае, если он пользуется услугами грамотного юриста или патентного поверенного. Проблема в том, что в законодательных актах, регулирующих этот вопрос, очень много тонкостей и подводных камней, разобраться с ними и применить по делу в суде может только тот человек, который плотно с ними работает. Самостоятельное выступление в суде, проведение экспертиз и пр., конечно, может принести свои плоды, однако, дело это не такое простое, как кажется.

Последствия нарушения исключительных прав на товарный знак

Уголовная ответственность, тем более, с реальным сроком лишения свободы, по делам, связанным с нарушением прав на ТЗ, большая редкость, можно сказать, исключительный случай. А вот гражданская и административная – обычное дело. В первую очередь нарушитель получит предписание о ликвидации партии товара, выпущенной под чужим ТЗ (кстати, в этом случае продукция будет юридически считаться контрафактной), за свой счет. Кроме того, в рамках исполнительного производства придется возместить убытки, причиненные истцу:

  • упущенная выгода;
  • испорченная репутация;
  • материальный ущерб.

Упущенная выгода и материальный ущерб – немного разные понятия. Под первым следует понимать те деньги, которые пострадавший мог получить, но не получил из-за действий нарушителя. Под вторым подразумевается то, что человек уже потерял, например, пришлось закрыть торговую точку, это прямой убыток.

Компенсация ущерба обычно высчитывается по следующей формуле – стоимость контрафактной партии товара, умноженная на два. На самом деле, законом это не определено, истец сам может обозначить, какой ущерб он понес из-за действий ответчика, хоть десять миллионов, однако, последнее слово в любом случае будет за судом. Так или иначе, в убытке он точно не останется, главное, основательно доказать, что факт нарушения исключительных прав на товарный знак действительно был, и не забыть о продлении собственности на бренд.