Для компьютерных игр характерна многокомпонентность, выражающаяся в совокупном результате творческого труда всех участвующих разработчиков. Официальное разграничение прав, зафиксированное Роспатентом, дает возможность каждому участнику распоряжаться принадлежащим объектом в рамках делегированных полномочий. Юридическая охрана IT-компаний, предоставляемая патентными поверенными «Галифанов, Мальков и партнеры», поможет защитить каждый элемент интеллектуальной собственности и избежать споров с оппонентами.
Защита игр авторским правом
В правовом поле компьютерные игры наряду с программами для ЭВМ приравниваются к литературным произведениям (ст.1261 ГК РФ). Регистрация авторского права защищает следующие игровые компоненты от копирования:
- программный код, охраняющий разработку посредством депонирования;
- сюжетную линию и музыкальное сопровождение;
- игровые персонажи при условии оригинальности их внешнего вида или иных неповторимых характеристик;
- элементы дизайна, включая графику и аудиовизуальное оформление интерфейса игрового приложения.
Неотчуждаемые и непередаваемые авторские права возникают в момент завершения работы автора над созданием игры либо ее фрагмента. Зарегистрированное авторство позволяет защитить готовую форму от дублирования, но не распространяется на идеи, правила и методы. Если игра находится на стадии задумки без интерпретации в выраженный результат, то защита от копирования и подражания на нее не распространяется.
Авторское право на настольную игру возникает сразу после воплощения идеи в готовый продукт и защищает игровое поле с особым механизмом, а также дизайн, карточки и фишки.
Регистрация прав на игры необязательна, однако на практике владельцы сталкиваются с нарушениями и использованием контента без разрешения. Полученное свидетельство (с указанием объекта, личных данных автора, даты депонирования) доказывает факт существования игрового элемента на конкретный момент времени, чем гарантирует защиту от плагиата и несанкционированного доступа.
Защита компьютерных игр товарным знаком
Аналогично авторским правам товарный знак запрещает сторонним лицам использование защищенных элементов без согласия правообладателя. В качестве средства индивидуализации он охраняет:
- название и логотип игры;
- имена персонажей, выдуманные названия миров и объектов;
- наименование компании-разработчика;
- визуальные изображения игровых элементов.
Охраняемые товарным знаком интеллектуальные права дают возможность правообладателю получения дополнительного дохода путем размещения логотипа на сувенирной и рекламной продукции. Чтобы зарегистрировать торговую марку в Роспатенте, нужно при подготовке документации исключить сходство с уже защищенными обозначениями, способное ввести в заблуждение потребителя.
Патентование компьютерных игр
Как комплексный продукт, компьютерная игра не относится к изобретениям, что исключает охрану патентным правом. Однако патентованию подлежит программное обеспечение, соответствующее изобретению по функциональным признакам при выполнении условий патентоспособности в отношении новизны и наличия изобретательского уровня (ст.1350 ГК РФ). В играх можно запатентовать:
- игровой алгоритм, заключающийся в последовательности выполнения определенных действий;
- графический и пользовательский интерфейс, включающий меню, модели и виды оружия, локации и образ героев;
- программно-аппаратный комплекс, созданный на основе творческого решения, заложенного в систему взаимодействия с устройством пользователя.
Объектом для получения патента помимо изобретения может служить в играх полезная модель – разработанное техническое решение, относящееся непосредственно к устройству, например, для передачи баз данных. Для предоставления юридической защиты модель должна быть новой, то есть не имеющей аналогов по совокупности существенных признаков, а также промышленно применимой (ст.1351 ГК РФ).
Преимущества «тройной» защиты
В играх охраняемые объекты интеллектуального труда можно разделить на три составляющие с функциональным предназначением каждой:
- зарегистрированное право авторства – для охраны воплощенной в форму идеи;
- полученный товарный знак – для повышения узнаваемости бренда;
- запатентованное изобретение или полезная модель – для защиты используемого программного обеспечения.
В случае несанкционированного использования продукта или его компонентов, подражания стилю автора и распространения без разрешительной документации, владелец имеет право:
- направить официальную претензию нарушителю с требованием прекращения неправомерной деятельности, конфискации незаконно реализуемой продукции и выплаты штрафных санкций;
- подготовить исковое заявление в суд по интеллектуальным правам для возмещения убытков виновным лицом, включая компенсацию неполученного дохода и причиненного морального ущерба;
- обратиться в правоохранительные органы для привлечения нарушителя к дисциплинарной административной и уголовной ответственности.
Для разграничения сфер владения между разработчиками и недопущения подделок конкурентов рекомендуется использовать одновременно все предложенные виды. Комплексная защита компьютерных игр должна занимать приоритетную позицию, поскольку игровая индустрия характеризуется постоянно внедряемыми инновациями. Помимо юридической охраны каждого компонента, «тройная» регистрационная процедура позволит получить максимум экономической выгоды от проекта, повышая ценность компании или отдельного участника в глазах перспективных инвесторов.