Дополнительно

Регистрация названия ИП в качестве товарного знака

Законодательством РФ предусмотрен только один шаблон оформления предпринимательства для физлица – сокращение ИП и его фамилия, имя и отчество. Это логично, поскольку предприниматель – такой же гражданин, хоть и обладающий определенными бизнес-возможностями. Но для привлечения клиентов можно использовать собственную торговую марку.

Регистрация названия фирмы для ИП очень важна, потому что расширяет возможности ведения бизнеса и защищает его от посягательств конкурентов и патентных троллей, паразитирующих на чужой деловой репутации. Зарегистрировать товарный знак можно в Роспатенте. Регистрация общеизвестного товарного знака – это сложная процедура, для которой предпринимателю требуется юридическая помощь.

Как выбрать название ИП

Предприниматель имеет право выбрать любое название для своего бизнеса. Главное условие – оно должно передавать суть деятельности. Законом предусмотрен еще ряд ограничений:

1. Словосочетание и логотип не должны быть заняты другим предпринимателем или компанией. Прежде чем регистрировать товарный знак для ИП, нужно проверить, не был ли он зарегистрирован ранее. Это можно узнать на официальном сайте Роспатента.

2. Название не может нарушать общепринятые моральные нормы или противоречить общественным интересам.

3. В словесной форме и визуальном воплощении не должно быть официальных названий и символики, например, словосочетания «Российская Федерация», кроме случаев, когда на это было получено специальное разрешение.

Если эти требования не учитывать, то при регистрации названия фирмы для ИП могут возникнуть проблемы. Товарный знак просто не зарегистрируют.

Есть еще одно ограничение. Нельзя регистрировать ТЗ, если он не обладает отличительными особенностями. Смысл создания собственного знака в индивидуализации продукта или компании. Если логотип и словесное обозначение этой функции не выполняют, то регистрация торговой марки лишена смысла. Требования к различительной способности прописаны в статье 1483 ГК.

В чем разница между товарным знаком и коммерческим обозначением?

 

В юриспруденции существует еще одно понятие – коммерческое обозначение. Так называют незарегистрированный товарный знак для ИП или юридического лица (например, ООО). При этом у предпринимателя есть возможность либо регистрировать название ИП как товарный знак, либо так и оставить его как коммерческое обозначение. Это означает, что он может использовать как логотип, так и название, не регистрируя его.

Преимуществом зарегистрированного товарного знака для ИП является то, что если кто-то попытается создать копию или подделку, то это будет расцениваться как нарушение прав собственности (в данном случае – интеллектуальной). Поэтому закон будет на стороне предпринимателя, и он сможет через суд оформить запрет на использование своего бренда.

Товарным знаком могут стать:

1. Слова или словосочетания. Причем это может быть персональный бренд, который мастер и владелец бизнеса называет своим именем, или выбранный им псевдоним. В качестве ТЗ может служить название аккаунта в соцсетях, фирменного продукта (например, если у кондитерской есть уникальный десерт), наименование проекта и т. д.

2. Графическое изображение. Самый простой пример – подпись художника. Но это может быть этикетка с уникальными графическими элементами или упаковка товара. В последнем случае самый известный пример – бутылка Coca-Cola характерной формы, по которой ее узнают во всем мире. Некоторые компании патентуют определенный цвет и получают на него исключительные права.

3. Звуковой файл. Обычно это джингл, то есть небольшой музыкальный отрывок. Самый известный пример джингл Nokia вместе со слоганом компании.

В качестве товарного знака может использоваться практически все, что имеет ценность для бизнеса, даже хэштег или домен сайта (например, для интернет-магазина), если потребители по нему могут запомнить компанию.

Разработку ТЗ лучше поручить специалистам. Для этого составляется подробное задание, на основе которого подбирается название, и дизайнер создает логотип.

Право на защиту товарного знака в небольшом бизнесе

Регистрация названия фирмы для ИП необходима для защиты прав предпринимателя. Даже если это всего лишь группа в социальной сети или успешный канал на Ютубе, лучше оформить документы официально, потому что велик риск нарваться на мошенников, желающих заработать на чужой популярности.

Это позволит отстоять свои права не только в суде. Если у вас будет доказательства, что товарный знак принадлежит вам, что вы зарегистрировали его первым, то социальные сети встанут на вашу сторону. Это облегчит процедуру блокирования фейкового аккаунта.

Для микробизнеса товарным знаком может стать что угодно, в том числе:

1. Ник пользователя;

2. Реальные имя и фамилию (как в паспорте);

3. Название продукции (если это вещи ручной работы);

4. Название услуги, если это копирайтинг или другие виды инфобизнеса, и их наименование не является общепринятым обозначением.

Например, можно зарегистрировать знак «Школа копирайтинга Елены Смирновой» или «Курс вязания Екатерины Симоновой». При желании права на товарный знак можно продать или передать. Для упрощения защиты авторских прав желательно, чтобы у владельца было и материальное воплощение его продукции – в случае инфобизнеса – это может быть книга или просто статья.

Что делать, если у вас нет ИП, но вы оформлены как самозанятый

 

Во второй половине 2021 года в России планировалось разрешение регистрации товарных знаков не только для ИП или ООО, но и для самозанятых лиц. Таких граждан по статистике насчитывается более 3 млн человек. Есть дорожная карта, предусматривающая защиту интеллектуальной собственности для бизнеса и внесение соответствующих изменений в Гражданский кодекс. Однако по состоянию на сентябрь 2021 года еще не все вопросы урегулированы. Ожидается, что поправки будут внесены в ГК и Налоговый кодекс уже в 2022 году. Этот шаг обеспечит правовую защиту всем, кто работает в сфере услуг – даже микробизнесу.

Как проходит регистрация наименования ИП

Для регистрации ИП нужно предпринять следующие действия:

1. Придумать название и внешний вид с учетом существующих ограничений;

2. Подать заявку в Роспатент, в которой нужно указать все сведения, необходимые для регистрации;

3. Собрать документы, в том числе квитанцию об уплате госпошлины. Обратите внимание – пакет можно передать лично, отправить по почте, воспользоваться Единым порталом госуслуг или сервисом электронной подачи заявки.

Если при заполнении документов были допущены нарушения или если пакет не был полным, его могут вернуть. Тогда процедуру придется начинать заново. Чтобы снизить риск отказа, нужно для подготовки документа заручиться юридической помощью.

После получения документов Роспатент проводит формальную экспертизу и выносит решение. Свидетельство о государственной регистрации действует в течение 10 лет. Рассматривать документы будут долго, чаще всего на это уходит несколько месяцев.

В бухгалтерском учете товарный знак будет указан как нематериальный актив. В дальнейшем предприниматель сможет заключать договора на его лицензионное использование, прописывая в соглашении срок действия таких прав и другие условия.

Возможности, которые открываются при регистрации товарного знака

У правообладателя после регистрации ТЗ появляются такие перспективы:

1. Расширение географии бизнеса, поскольку крупные интернет-магазины вроде Lamoda, Wildberries и других гигантов не работают с поставщиками, не зарегистрировавшими товарный знак. Ведь если выяснится, что марка на товаре является кражей чужой интеллектуальной собственности, то претензии предъявят самой торговой площадке. Такие прецеденты уже были. Это касается и работы в торговых центрах. Некоторые моллы в условиях аренды прописывают, что вывеску можно вывешивать, только если знак зарегистрирован.

2. Повышение доверия к компании или товару. Товарный знак выдается на длительный период, это означает, что фирмы планирует долгосрочное развитие. Ведь однодневкам нет смысла тратить деньги на регистрацию.

3. Товарный знак можно будет внести в таможенный реестр. В таком случае будут защищены права владельца бренда и при проведении экспортно-импортных операций. Таможня не пропустит контрафактную продукцию.

4. Возможность запустить продажу франшиз. Если товарный знак для ИП будет хорошо раскручен, предприниматель сможет продавать другим бизнесменам право работать под своим брендом. То есть они будут открывать бизнес под вашим товарным знаком. Но это выгодно только в тех случаях, когда бренд достаточно раскручен на рынке и товар пользуется спросом.

Товарный знак можно поставить на баланс компании (но только сначала провести его оценку). Это увеличивает стоимость бизнеса, иногда в несколько раз. И при этом снимает налоговую нагрузку, хотя и в небольшой сумме.

Но главное – минимизируется риск того, что кто-то другой успеет воспользоваться возможностью раньше и зарегистрирует яркий и запоминающийся бренд первым. Это важно даже для тех, кто не планирует бизнес-экспансию. Потому что патентные тролли проявляют интерес к любому более-менее заметному предприятию. Наоборот, при наличии свидетельства можно будет смело требовать выплаты значительных сумм компенсаций с тех, кто использует ваш товарный знак, не имея на это законных оснований.

Нужно ли ИП название?

ИП может называться своей фамилией и инициалами с указанием организационно-правовой формы, например, «ИП Михайлов М.М.». Но некоторые виды деятельности подталкивают к тому, чтобы название было более привлекательным и запоминающимся.

Например, если ИП имеет магазин игрушек, то более привлекательным для покупателей станет название «Мир детства», «Незнайка» и прочее. Оно может присутствовать на вывеске, обозначаться в товарном чеке. Однако при этом в обязательном порядке присутствует «ИП Михайлов М.М.». Это делается для идентификации продавца при предъявлении претензий о стороны покупателя.

Придуманное для привлечения трафика покупателей может принадлежать нескольким торговым точкам, чтобы было понятно, кому они принадлежат. Это своего рода бренд, позволяющий привлечь большее количество клиентов.

Когда у коммерческого наименования появляется сила?

Коммерческое наименование присваивается предпринимателю, руководствуясь положениями ГК РФ.

Зарегистрировать товарный знак можно, обратившись в Роспатент. При подаче заявки сдается пакет документов:

  • заявление;
  • обозначение – 2 экземпляра;
  • его описание;
  • список товаров/услуг, в отношении которых товарный знак будет применяться.

Можно передать документы самостоятельно, обратившись в специализированные компании. При самостоятельном обращении допускаются несколько вариантов:

  • передать документацию лично;
  • через личный кабинет, имея ЭЦП;
  • через представителя.

Не любое коммерческое название будет одобрено. Причины отказа излагаются в ответном документе. Их перечень содержится в статье 1483 ГК РФ.

При положительном решении зарегистрированный знак вносится в Реестр. Срок его действия – 10 лет. При необходимости его можно продлевать.

Что делать, если коммерческое обозначение копируют конкуренты?

Когда предпринимателю становится известно, что кто-то использует его товарный знак, он должен выстроить схему защиты:

  • Убедиться, применяет ли конкурент товарный знак для извлечения прибыли.
  • Определить, какой вид деятельности он осуществляет.
  • Выяснить, не прекратил ли деятельность конкурент.

Если на все вопросы дан положительный ответ, то следует обратиться к юристу для защиты прав. Патентный управляющий:

  • направит конкуренту досудебную претензию;
  • дождется ответа;
  • соберет дополнительную информацию для обращения в суд, если не удастся договориться.

    По бесплатному номеру
    8 (800) 775-88-40
    вы получите профессиональные ответы от опытного юриста
    на любые 5 вопросов!

    Звоните сейчас!

    Позвонить