Законодательство России о защите исключительных прав на товарные знаки устанавливает ответственность за неправомерное использование чужого товарного знака. Однако регистрация другим лицом точно такого же или схожего до степени смешения товарного знака в отношении иной категории продукции не является нарушением закона. Одно и то же обозначение вполне может использоваться для индивидуализации на рынке разных, неоднородных видов продукции
Зачастую недобросовестные конкуренты пытаются воспользоваться этим нюансом законодательства для «паразитирования» на чужом уже известном на рынке товарном знаке. Простой потребитель, увидев на полке новый продукт, маркированный знакомым товарным знаком, даже если он будет принадлежать иной категории товаров, может расценить это как расширение ассортимента или смены основного вида деятельности известного производителя.
Особенно если при этом подобная продукция относится к различным классам МКТУ, но имеет схожие / близкие области применения. Например, выпуск разными производителями солнечных очков и кожаных аксессуаров под одним и тем же брендом может легко ввести потребителя в заблуждение о происхождении продукта.
Если вы обнаружили, что конкурент таким образом использует для продвижения своего продукта ваш зарегистрированный и уже известный на рынке товарный знак, вам предстоит доказать, во-первых, очевидное сходство двух спорных обозначений, а, во-вторых, восприятие потребителем данного товара, как товаров произведённых одним производителем.
Порядок действий при оспаривании регистрации схожего товарного знака
1. Для начала заявителю следует обратиться с соответствующим заявлением в РОСПАТЕНТ, а именно в Палату по патентным спорам;
2. В случае, если в административном порядке требования заявителя не были удовлетворены, он вправе обратиться за защитой своих нарушенных прав на средство индивидуализации в суд по интеллектуальным правам. В заявлении необходимо изложить свою правовую позицию по делу, приложить к нему все подтверждающие документы, а также решение Палаты по патентным спорам.
Что необходимо знать для оспаривания регистрации схожего товарного знака
Судебная практика по подобным делам до настоящего момента остается спорной. Однако неоднородность продукции, маркированной схожим обозначением, все же не является стопроцентной гарантией освобождения от ответственности. При умело составленной линии защиты, позиция истца может представиться суду более убедительной и аргументированной.
Для успешного разрешения спора вам необходимо обосновать в суде, что
1. Ваша компания и зарегистрированный на ее имя товарный знак широко известны на рынке, имеют положительную репутацию;
2. Ваш товарный знак был зарегистрирован на более раннюю дату, чем спорный;
3. Действия конкурента были изначально направлены на получение преимущества при продвижении своего продукта за счет использования известности и деловой репутации вашего товарного знака; если продукция конкурента имеет смежную области применения, необходимо также обратить на это внимание суда;
4. В результате направленных действий конкурента создается угроза введения в заблуждение потребителя относительно места происхождения продукции и ее производителя.
Если вышеуказанные тезисы будут обоснованы истцом и подкреплены доказательственной базой, даже неоднородность спорных товаров исходя из классификации МКТУ не освободят недобросовестного ответчика от ответственности.
Обращение за помощью к эксперту
В некоторых случаях вопрос о сходстве до степени смешения двух товарных знаков невозможно разрешить без специальных знаний. Когда грань между индивидуальными обозначениями крайне тонка, размыта и неочевидна, что простой потребитель не может различить их, целесообразно обратиться за оценкой к эксперту – специалисту, который исходя из своих познаний, поможет установить степень сходства.
Подготовка экспертного заключения заметно увеличит шансы на успех при вынесении судом решения.
БЮРО «ГАЛИФАНОВ, МАЛЬКОВ И ПАРТНЕРЫ» является экспертами в области регистрации товарных знаков и спорных товаров исходя из классификации МКТУ с блестящей репутацией. Мы заботимся о наших клиентах, стараемся оказывать максимальную поддержку и помощь. Заполните форму и получите шаблон заявления в Палату по патентным спорам и 30 минут консультации эксперта.